Разработка подходов повышению эффективности управления персоналом в организации
Управленческие стратегии, направленные на устранение стресса
Таблица 3.1
Тип стрессора |
Стратегия устранения |
Время |
Эффективное (рациональное) управление временем |
Передача полномочий |
Сотрудничество и создание команды |
Противостояние |
Развитие эмоциональной компетенции |
Ситуация |
Реорганизация труда |
Ожидание |
Постановка цели и определение успеха, стратегия постоянных мелких улучшений на каждом рабочем месте |
В целях корпоративной защиты от стрессов необходимо внедрить данные стратегии, а также наладить обратную связь между руководством и сотрудниками, предоставлять сотрудникам прозрачную, открытую информацию об организации, сделать максимально возможным участие сотрудников в управлении, выработать более четкие требования к сотрудникам и оценке их деятельности, проведение групповых тренингов.
Корпоративная (организационная) культура
Крупная фирма является корпорацией, а это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является корпоративная культура: то, ради чего люди стали членами организации, как строятся отношения между ними, какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности фирмы они разделяют, их отношение к ценностям и нормам.
Организационная культура предприятия влияет и во многом определяет результаты его производственной деятельности, поскольку она является важным системообразующим фактором производства. Организационная культура предприятия как система элементов лежит в основе организации управления всеми факторами производства (материалы, трудовые ресурсы, капитал и информация). Соответственно сильная организационная культура обусловливает функционирование предприятия как сложной и открытой системы.
В основе любой предпринимательской культуры должна лежать организационная культура, которая характеризует комплекс взаимодействующих факторов, включающих в себя опыт прошлого и настоящего, социальную систему предприятия, структурные характеристики, взгляды, правила и нормы хозяйственного поведения конкретной экономической системы.
Существуют следующие методы поддержания корпоративной культуры:
1. Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы - наилучший способ показать наличие корпоративной культуры, ценностей и норм. В организациях, где человек заявлен как ценность номер один, формируется соответствующее отношение коллектива к руководителям.
2. Благодаря повторяющимся действиям руководителей, направленным на определение объектов и предметов внимания, коллективных приоритетов, оценки, контроля, работники постепенно привыкают к тому, что является важным и что ожидается от них.
. Моделирование, обучение, тренировка - различные обучающие семинары, видеотренинги.
. Критерии определения вознаграждений и статусов, принятия на работу, продвижения, увольнения - культура в организации может изучаться через систему наград и привилегий, которые привязаны к определенному поведению. Очень важно помнить, что система поощрений должна быть общей и единой для всех.
Улучшение параметров работы
Улучшение параметров работы - одно из мотивирующих мероприятий. Работа должна удовлетворять основным параметрам - разнообразие умений и навыков, целостность, важность, автономия, обратная связь. Это мотивирует работников, обеспечивает хорошее качество выполненного задания, доставляет удовлетворение. Она создает ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию или оказываемые услуги, дает работникам чувство сопричастности.
Основные методы улучшения параметров работы сводятся к следующему:
1) Повышение разнообразия умений и навыков - ротация кадров, карьерное планирование, помощь сотрудника в качестве наставника и консультанта-эксперта, материальное поощрение, соревновательные мероприятия. Также нужно стремиться уделять внимание сотрудникам с целью публично объявить об исключительной ценности данного навыка у работника, это стимулирует работника на усовершенствование навыков, расширение диапазона его способностей.