Формы занятости и работа по контракту
Согласно закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации», «занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой договор)». В современных условиях гражданам предоставляется право не только выбирать профессию и место работы, но и самим решать - работать или не работать, если они имеют законный источник существования. То есть допускается незанятость граждан в общественном производстве при наличии дохода, декларируемого в установленном порядке. В нормативных документах учитывается многообразие форм занятости и предусматривается равное право работать в организациях всех видов собственности, а так же на условиях самостоятельного дела. В зависимости от уровня использования трудоспособного населения, различается несколько трактовок занятости: продуктивная, социально-полезная, полная. Продуктивная занятость - это занятость населения в общественном производстве. Социально - полезная занятость определяется числом людей не только включенных в общественное производство, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками и т.п. Полная занятость - это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует экономическая безработица, но при этом сохраняется ее естественная норма, определяемая фрикционной и структурной безработицей. Занятость может быть описана системой показателей, отражающих:
полноту включения в общественное производство экономически активной части населения, т.е. степень удовлетворения населения в рабочих местах;
уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов как важнейшего элемента рациональной занятости;
соответствие занятости социально-экономическим запросам населения.
Формы занятости - это организационно-правовые способы, условия трудоиспользования. По форме занятости следует, прежде всего, различать занятость с режимом полного рабочего дня и занятость с режимом неполного рабочего дня или неполной рабочей недели.
Регламентированная продолжительность полного рабочего дня в настоящее время для работ в нормальных условиях труда составляет 40 часов в неделю (для работников в возрасте от 16 до 18 лет = 36 часов в неделю, в возрасте от 15 до 16 лет - 24 часа).
Неполная занятость рассматривается как социальное явление, вызванное:
необходимостью для отдельных групп работать неполный рабочий день;
необходимостью сдерживать нарастание безработицы.
К специальным формам занятости относятся: занятость на условиях надомничества; вахтово-экспедиционный метод занятости; совместительство; занятость в трудовых семестрах учащихся дневной формы обучения; занятость в условиях гибкого рабочего времени.
Значительный рост численности безработицы, сокращение численности работающих в режиме неполного рабочего дня - таковы главные факторы, настоятельно требующие продуманной политики занятости. Все мероприятия в области занятости группируются по двум направлениям: пассивная политика занятости и активная политика занятости.
Пассивная политика занятости включает в основном следующие мероприятия:
Субсидирование занятости (субсидии в сферу регулирования занятости в частном секторе; поддержка безработных, открывающих собственное дело; субвенции на создание дополнительных рабочих мест в районах, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке труда; льготное кредитование).
Оформление досрочного выхода на пенсию при условии наличия обязательного уровня трудового стажа, дающего право на получение пенсии в полном размере, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока на пенсию.
Социальная защита, классическим примером которой является выплата пособий о безработице; их размер дифференцирован по категориям граждан, времени нахождения в статусе безработного и установленным минимумом заработной платы.
Нацеленность политики занятости главным образом на выплату денежных пособий при сегодняшнем состоянии экономики становится обременительной для общества. Стержнем политики занятости должна быть, прежде всего, ориентация на предоставление лицам потерявшим работу, возможностей найти место в новых рыночных реалиях, побуждение их к поиску рабочего места путем установления временных и финансовых рамок материальной помощи и т.д.