Основы бизнес-планирования на предприятии.
Что же такое бизнес-план? Существует большое разнообразие определений этого термина. Дословно "бизнес-план" (англ. "business plan") переводится как план предпринимательской деятельности,. Он представляет собой документ, в котором прописывается схема предпринимательских действий, система планомерно организованных мероприятий для достижения поставленных целей, таких как получение прибыли, привлечение инвестиций, минимизация потерь. Так же бизнес-план включает в себя обоснование предполагаемых бизнес-операций и бизнес-решений. В нем отражаются основные моменты будущего коммерческого предприятия, анализируются потенциальные возможные проблемы и определяются способы решения этих проблем.
Планирование - это определение вектора и цели развития определенных идей, разработка способов и средств достижения результата, разработка программы действий как на ближайшую, так и на будущую перспективу.
Бизнес-планирование - объективная оценка деятельности, предприятия, фирма, инструмент для осуществления проектно-инвестиционных решений в соответствии с условиями конкурентного рынка и экономической ситуацией в целом на конкретный момент времени.
В России бизнес-планирование, как элемент бизнеса появилось в 90-х годах ХХ века, придя на замену технико-экономическому обоснованию решений в духе социализма. Обусловлено это было осознанием важности и эффективности целей, задач и функций этого процесса.
Так в чем же состоят цели, задачи и функции бизнес-планирования?
Исходя из вышеприведенных терминов и дополняя их, общей целью бизнес-плана можно назвать планирование хозяйственной деятельности компании на конкретный период в соответствии с условиями и потребностями выбранного рынка товаров или услуг и возможностями получения ресурсов и финансовых результатов.
Среди целей можно выделить:
- получение стартового капитала, кредита или инвестиций;
- анализ и учет совокупных факторов для предвидения возможного состояния фирмы;
- оценка рыночной ситуации для определения степени реальности получения желаемых результатов;
- оценка целесообразности реорганизации существующей фирмы или создания новой;
- оптимизация работы компании;
- доказательство возможности достижения качественных или количественных показателей фирмы, прописанных в проекте;
- оценка рисков и их минимизация;
- предупреждение отрицательных последствий;
- организация эффективного управления компанией;
- эффективное распределение расходов компании в будущем и расчет необходимых вложений;
- организация эффективного контроля в процессе выполнения плана;
- документирование совершаемых действий для отслеживания деятельности сотрудников фирмы;
- проработка допустимого и наилучшего варианта развития проекта в частности или компании в целом.
Любые действия фирмы и ее сотрудников направлены на решение определенных задач. Задача бизнес-планирования состоит в обосновании концепции предпринимательской идеи, технических возможностей и экономической целесообразности планируемой деятельности, определяемой поставленной целью.
Такими задачами бизнес-планирования могут быть:
- уточнение правовых аспектов, нормативных ограничений и требований муниципальных органов управления;
- проведение анализа исходных материалов, таких как: показатели технического состояния бизнеса, социальных и демографических условий и прочих характерных показателей;
- рассмотрение и оценка объемов возможных потерь, связанных с организацией и развитием деятельности, упущенными выгодами (например, при досрочном прекращении аренды коммерческими организациями муниципальных структур), компенсационными выплатами и пр.;
- формирование инвестиционной программы проектируемого бизнеса и аналитика ее возможных вариантов;
- определение условий и форм реализации проекта;
- прогноз условий производства продукции или предоставления услуг, получения прибыли, финансовых отчислений и поступлений;
- разработка маркетинговой стратегии;
- формулировка плана организации функционирования объекта;
- определение сроков проектирования, производства и реализации товаров или услуг;
- определение необходимости и условий страхования;
- создание резюме с основными характеристиками и параметрами проектного предложения.
Все задачи бизнес-плана направлены на выполнение определенных функций, к основным из которых можно отнести следующие:
- разработка стратегии бизнеса;
- планирование;
- привлечение капитала;
- привлечение партнеров;
- координация и информирование сотрудников.