Теоретические основы управления персоналом
-руководство через уважение всех работников. Нет бросающейся в глаза разницы между руководящими служащими, служащими, рабочими и коммерческим руководством. Отказ от статусных символов;
-руководство посредством материального и нематериального признания. Личная похвала, разговор с работником, участие в прибыли, премия за хорошие показатели;
-руководство посредством квалификации. Одинаковые шансы повышения квалификации. Квалификация обеспечивает гарантию занятости;
-руководство посредством информации и коммуникаций.
Сущность управления персоналом заключается в том, что люди рассматриваются как достояние компании в конкурентной борьбе, которое надо размещать, мотивировать, развивать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей организации. Управление персоналом связано с динамикой всех аспектов внешней среды деятельности компании и требует интегрированного подхода. Высшее звено управления предприятия должно быть прямо вовлечено в процесс управления человеческими ресурсами. [2, c. 56-57]
Стратегия управления персоналом исходит из того, что линейный менеджмент должен объединять практику и цели управления персоналом со стратегией бизнеса. Такая практика позволяет руководителям всех уровней привлекать. отбирать, продвигать, вознаграждать, использовать, развивать и удерживать работников. отвечающих требованиям бизнеса, потребностям занятости и понятиям справедливости. Это требует, например, эффективной интеграции планирования потребностей в рабочей силе в общий процесс внутрифирменного планирования.
Задачи управления персоналом с учетом новых возросших требований:
-стратегия управления персоналом нацелена на реализацию корпоративной стратегии;
-создание новых организационных структур;
-подбор сотрудников, подходящих к стратегии и культуре организации;
-проектирование и реализация системы мотивации в соответствии со стратегией;
-реализация системы участия и партнерства;
-содействие организационным изменениям;
-полное использование потенциала диверсифицированной рабочей силы.
Механизм управления персоналом - сложный динамический процесс, составляющие которого также подвержены постоянному реформированию вследствие изменения внешней и внутренней среды функционирования предприятия, условий, в которых работники принимают решение, корректировки текущих целей, задач и методов их достижения. Если стратегические задачи, стоящие перед предприятием и отдельными работниками, менее подвержены изменениям, то тактические подходы к их решению постоянно варьируют, что и обусловлено объективными причинами и условиями рыночных отношений.
Механизм управления персоналом на предприятии можно представить в виде рисунка 1.1.[3, c.240-241]
Как видно из рисунка 1.1, механизм управления персоналом состоит из двух компонентов - организации управления и системы руководства (управления) персоналом на предприятии.
Организация управления объединяет в себе: состав, структуру и квалификацию персонала, технологию и стиль управления на предприятии, организацию труда.
Состав, структура и квалификация персонала предприятия. Включает в себя такие понятия, как классификация работающих на предприятии, сложность труда и квалификация, квалификационно-должностная структура кадров, квалификационные требования к работнику.
Механизм управления персоналом | ||
Организация управления |
Система руководства персоналом на предприятии | |
Состав, структура и квалификация персонала |
Планирование потребности в персонале | |
Технология и стиль управления |
Подбор и расстановка кадров | |
Организация труда |
Адаптация персонала | |
Стимулирование и мотивация | ||
Оценка персонала | ||
Информация о персонале | ||
Модель эффективного управления персоналом |