Современная концепция управления качеством. Японский опыт
Управление качеством, осуществляемое в течение продолжительного времени в общенациональном масштабе, стало национальной идеей Японии. Чтобы понять причины высокой эффективности японской системы управления качеством, следует рассмотреть два важных фактора:
· Первый – существование высокого уровня государственного регулирования качества, в том числе развитого технического законодательства (30 законов по безопасности, качеству, защите прав потребителя), жёсткой системы сертификации, контроля качества экспертной продукции, высокой эффективности корректирующих мероприятий и др;
· Второй – обеспечение широкой общественной поддержки идей управления качеством продукции (в стране действуют многочисленные общественные институты, способствующие распространению и развитию принципов управления качеством продукции, - Японская ассоциация по стандартизации, Японский союз научно-технических работников т.д.). Все основные общенациональные акции по поддержке идеей управления качеством проводятся этими общественными институтами: присуждение премии Деминга; проведение ежегодных «месячника качества»; организация ежегодных национальных и международных конференций по качеству; развитие движения «кружков качества»; широкое развитие обучения методам управления качеством; массовая информация и пропаганда идей качества.
Ежегодно в стране публикуются 20 – 30 книг, посвящённых управлению качеством. Японская ассоциация научно-технических работников издаёт три ежемесячных журнала, тираж каждого из которых достигает 200 тыс. экземпляров.
Япония занимает первое место в мире по количеству информации о качестве. Заметную роль в этом играет национальное телевидение. Зародившись в массовом производстве, комплексное управление качеством распространилось и на фирмы с мелкосерийным и индивидуальным производством. Оно внедрено в строительство и сферу услуг. В 23 отраслях экономики Японии успешно функционируют идеи TQM.
Процесс внедрения систем управления качеством идет как по горизонтали (между отраслями), так и по вертикали – головная фирма способствует распространению их на свои филиалы, подразделения и даже на подрядчиков. При этом оба направления развиваются одновременно.
Для управления качеством в Японии характерно также широкое использование стандартизации, в том числе международных стандартов. Здесь произошла определённая эволюция. Идеолог японской системы управления качеством Х. Кумэ определяет причины появления дефектов следующим образом: не установлены стандарты; не соблюдаются стандарты; используются неподходящие стандарты. Иначе говоря, национальные стандарты он рассматривает как средство государственного регулирования качества. Существуют так называемые, кружки качества. Экономический эффект от их деятельности оценивается в 10 млрд иен в год. круг решаемых ими проблем в настоящее время расширился: создание на рабочем месте благоприятной атмосферы, основанной на товарищеском взаимодействии и взаимодоверии; повышение производительности труда; вопросы энергосбережения и экологии; повышение заинтересованности каждого работника в труде, выражаемой девизом «Хорошо изучать, хорошо работать, хорошо отдыхать!»
Японский подход к управлению качеством продукции: «Подумай об этой идее и, прежде чем принять её, оцени альтернативу».
В Японии преобладает собственный подход, источник которого можно увидеть в восточных традициях. Здесь больший акцент делается на человеческий фактор. Именно в Японии очень популярны кружки качества, где каждый работник может внести свои предложения по улучшению производства исходя из своего индивидуального понимания этого процесса. Именно в Японии длительное время сопротивлялись внедрению стандартов ИСО 9000, мотивируя это философским, гуманитарным подходом к решению проблем качества. В настоящее время Япония шагает в ногу и используют всё самое лучшее, имеющееся в науке о качестве.
Есио Кондо, профессор университета из г. Киото, член редакционной коллегии журнала «Европейское качество»:
«По моему мнению, различия в подходах к решению проблем качества в регионах обусловлены потребителями. Мы знаем, что Японская продукция высоко ценится во всём мире. Её качество закладывается уже на стадии маркетинга и проектирования. У нас на островах потребитель в достаточной степени избалован, и его уже не удовлетворяет то, что показатель качества приобретённого товара регламентированы каким-либо нормативным документом. Для него теперь важно, чтобы качество продукции опережало даже его будущие потребности, чтобы оно и далее развивало его «аппетиты» и желание иметь качественный товар. Этого можно достичь не только с помощью непрерывного улучшения качества, сколько используя методы непрерывного совершенствования процессов».