Подходы к определению сильных и слабых сторон организации
Определение сильных и слабых сторон предприятия, которые основываются на его ресурсах и стратегически важных сферах деятельности и которые всегда являются относительными (относительно основных конкурентов или заданных нормативов) является ключевым этапом управленческого анализа. На практике может быть использовано несколько подходов к определению сильных и слабых сторон предприятия:
1. Внутренний подход - определение на основе анализа опыта предприятия, мнений его специалистов.
2. Внешний подход - определение на основе сравнения с конкурентами.
. Нормативный подход - как должно быть (по мнению экспертов, консультантов).
Кроме того, важно понимать, что определение сильных и слабых сторон предприятия следует начинать с определения сильных и слабых сторон отдельных бизнес - единиц, а затем уже сводить в единое целое (если это возможно и целесообразно). Целесообразность объединения информации по отдельным бизнес - единицам может быть связана с необходимостью сокращения объема информации до немногих, действительно решающий факторов. Перечень сильных и слабых сторон для каждого предприятия строго индивидуален. По сути, это беспристрастная и краткая характеристика предприятия. Американские экономисты У. Кинг и Д. Клиланд приводят в качестве примера такие сильные и слабые стороны крупной компании (табл.3).
Таблица 3. Сильные и слабые стороны деятельности многоотраслевой компании.
Основные сильные стороны |
Основные слабые стороны |
1. Технический опыт в производстве центрифуг 2. Система сбыта в разных странах 3. Высокая техническая оснащенность 4. Внутрифирменный экономический механизм 5. Высокий технический авторитет среди покупателей |
1. Низкая доля на рынке 2. Недостаточная стандартизация продукции 3. Узкий ассортимент изделий 4. Нездоровые трудовые отношения 5. Неразвитая сбытовая сеть в США 6. Высокие цели (по мнению покупателей) |
Далее, этот перечень раскрывался таким образом, что, например, выводы, обусловленные низкой долей рынка, сводились к предупреждению против использования определенных стратегий, а не ориентировали на исправление этого недостатка. Тем самым, концентрировалось внимание на стратегических последствиях каждой сильной и слабой стороны компании, а не на призывах поправить дело путем увеличения доли рынка.
Таблица 4. Сильные и слабые стороны деятельности ЛТЗ.
Преимущества (достоинства и сильные стороны, выделяющие фирму среди конкурентов) |
Недостатки(слабые стороны фирмы, подлежащие исправлению, чтобы конкуренты не могли обратить их в свои преимущества) |
1. Наличие оригинальных конструкторских разработок, что создает узнаваемость товарной марки 2. Экономичность эксплуатации и невысокая трудоемкость обслуживания тракторов 3. Возможность регулировки дорожного просвета, что расширяет сферу применения машин 4. Небольшие габариты, хорошая маневренность и высокая проходимость тракторов 5. Ремонтопригодность машин (модульный принцип создания изделия) |
1. Узкий ассортимент продукции, невысокая доля новой продукции 2. Недостаточная надежность продукции 3. Негибкая ценовая политика, затратный принцип установления цен 4. Неразвитая сбытовая сеть, слабый охват рынка 5. Отсутствие обратной связи, недостаточно эффективная работа с покупателями 6. Слабая реклама, несложившийся имидж предприятия 7. Недостаточно развитая система маркетинговой информации |