Анализ cильных и слабых сторон организации
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Дж. Пирсом и Р. Робинсоном был выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником, как силы, так и слабости организации. Анализ этих факторов позволяет составить комплексное представление о внутренней среде организации и о ее слабых и сильных сторонах. Ниже приводится перечень этих факторов и ключевых вопросов для их анализа.
Таблица 5.
Сфера |
Факторы |
Вопросы для анализа |
Кадры |
- управленческий персонал; - мораль и квалификация сотрудников; - совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли; - кадровая политика; - использование стимулов для мотивирования выполнения работы; - возможность контролировать циклы найма рабочей силы; - текучесть кадров и прогулы; - особая квалификация сотрудников; - опыт |
- какой стиль управления использует высшее руководство; - что является доминантой в системе ценностей высшего руководства; - как долго высшие руководители находятся на своих позициях и как долго собираются оставаться в организации; - на сколько квалификация менеджеров среднего уровня позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимися к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества; - соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам; - каково в общем расположение работников и каковы их работа в организации; -какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля |
Организация общего управления |
- организационная структура; - престиж и имидж фирмы; - организация системы коммуникаций; - общая для всей организации система контроля (эффективность и использование); - организационный климат и культура; - использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений; - квалификация, способности и интересы высшего руководства; - система стратегического планирования; - внутриорганизационная синергия (для многоотраслевых фирм) |
- четко ли распределены в организации права и обязанности; - существует ли в организации практика снижения управленческих издержек; - эффективно ли взаимодействие различных структурных подразделений в процессе достижения цели организации |
Производство |
- стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками; - система контроля запасов, оборот запасов; - местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей; - экономия от масштаба производства; - техническая эффективность мощностей и их загруженность; - использование системы субконтрактирования; - степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль; - отдача от использования оборудования; - контроль за процессом изготовления продукта; - проектирование, составление графика работы; - закупка; - контроль качества; - сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек; - исследования и разработки, инновации; - патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара |
- соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня, являются ли они самыми современными или же они уже морально устарели; - насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недозагрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы; - какова отдача от исследований и разработок; - приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов |
Маркетинг |
- продукты (услуги), производимые фирмой; - сбор необходимой информации о рынке; - доля рынка; - номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения; - жизненный цикл основных продуктов; - каналы распределения: число, охват и контроль; - организация сбыта: знание потребностей покупателей; - имидж, репутация и качество товара (услуги); - продвижение товаров на рынок и их реклама; - ценовая политика; - процедуры установления обратной связи с рынком; - развитие новых продуктов, услуг и рынков; - послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара; - отношения к марке |
- что является сильными и слабыми сторонами продукта организации: дизайн, качество, доставка, гарантия; - какова ценовая политика организации, является ли она ценовым лидером или ценовым производителем; - какую долю рынка и на сколько твердо удерживает организация, каковы тенденции в изменении ее доли рынка; - имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков; - обеспечивают ли организации проводимые ею исследования рынка необходимой информацией, позволяющей ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателей |
Финансы и учет |
- возможность привлечения краткосрочного капитала; - возможность привлечения долгосрочного капитала; - стоимость капитала по сравнению со средней отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов; - отношения к налогам; - отношения к хозяевам, инвесторам, акционерам; -возможность использования альтернативных финансовых стратегий; - «рабочий» капитал: гибкость структуры капитала» -эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек; -система учета издержек, составления бюджета и планирование прибыли |
- каковы тенденции в изменении финансовых показателей деятельности организации; - какой процент прибыли обеспечивается отдельными подразделениями; - достаточно ли осуществляется капитальных затрат для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности; - относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству организации; - обеспечивает ли менеджмент агрессивную и базирующуюся на глубоких знаниях налоговую политику |