Регистрация данных для SWOT-анализа
Для каждого из рассматриваемых рынков или сегментов нужно перечислить наиболее важные (имеющие наибольшее отношение/влияющие на бизнес) элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы (см. табл.7). В каждой из них формулировки должны быть упорядочены по значимости: сначала идет угроза номер один и так далее. SWOT должен быть как можно более сфокусированным: например, если нужно, то для каждого нового рынка или группы покупателей стройте отдельную таблицу. Нет смысла перечислять все возможное и невозможное: ограничьтесь лишь теми элементами, что оказывают наибольшее влияние на вашу компанию. Будьте объективны. Сможете ли вы подкрепить свои заявления доказательствами (цитатами, письмами, статистикой по отрасли, отчетами в прессе, правительственными публикациями, сведениями от дилеров, комментариями покупателей)? Помните, что анализ должен быть ориентирован на покупателя, а не внутрь организации. Рассматривая очередное заявление, полезно задать себе следующие вопросы.
· Уверены ли мы, что это на самом деле так?
· Насколько мы уверены?
· Откуда мы знаем?
· Возможно ли, что вскоре это изменится?
· Имеет ли это заявление отношение/значение/смысл для наших покупателей?
· Рассмотрели ли мы эту позицию по отношению к конкурентам?
На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей. Это упражнение полезно при определении привлекательности имеющихся возможностей и оценке способностей фирмы по их преследованию.
Таблица 7. SWOT-анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Угрозы |
Что нужно сделать:
· Проранжировать заявления в порядке возможности.
· Включить только основные заявления/аспекты.
· Иметь доказательства в их поддержку.
· Сильные и слабые стороны должны рассматриваться по отношению к конкурентам.
· Сильные и слабые стороны - это внутренние аспекты.
· Возможности и угрозы - это внешние аспекты рыночной среды.
Заключение
Рассмотрели проведение SWOT-анализа для каждого рассматриваемого рынка или сегмента. Данный подход прост, и вместе с тем он позволяет компании изучить существующие на рынке возможности и взвесить свои способности по их преследованию. Также при этом изучаются угрозы, способные подорвать позиции фирмы. Сильные и слабые стороны рассматриваются с позиции покупателей, что подводит реальную основу под решения о распределении ресурсов и помогает компании извлечь максимум пользы из имеющихся у нее возможностей. Хорошо проведенный SWOT-анализ - залог успеха предприятия и его дальнейшее устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. SWOT- анализ позволяет провести комплексное изучение внешнего и внутреннего состояния хозяйствующего субъекта. Благодаря своей концептуальной простоте SWOT- анализ стал легко применимым для менеджеров. Для его проведения не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT- анализ.