Цели и функции управления организацией
Функция мотивации ориентирована на использование побудителей человеческой активности (потребности, интересы, опасения, желания), для регламентации и эффективного управления поведением сотрудников ради достижения целей организации. Различают стадии мотивационного процесса:
осознание потребностей (формирование интереса);
поиск путей удовлетворения потребностей;
определение целей действий по удовлетворению потребностей;
осуществление процедур по удовлетворению потребностей;
получение вознаграждения за осуществленные мероприятия;
удовлетворение осознанных потребностей (интересов).
Теории содержания мотивации анализируют совокупности потребностей, которые оказывают наибольшее влияние на мотивацию труда человека. Материальная мотивация - ориентирована на объективную заинтересованность сотрудников в получении материальных выгод, повышающих их благосостояние. Нематериальная мотивация - ориентирована на использование интеллектуального, морального, кадрового и прочих мотиваторов. Мотивы могут классифицироваться по следующим основаниям:
по видам активности;
по времени проявления;
по видам потребностей человека;
по установкам личности;
по структуре;
по функциям;
по ведущему мотиватору.
Возможно выделение антимотивов, антипотребностей и антимотивации, в основе которых - пресыщение потребностью, активное отвращение, отталкивание от того, что прежде притягивало. Совокупность методов управленческой мотивации достаточно обширна и ориентирована в основном на психологические методы:
методы экономической мотивации - зарплата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата и др.;
методы социальной мотивации - общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение и т.д.;
методы психологической мотивации - ощущение собственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность и проч.;
методы властной мотивации - повышение в должности, предоставление дополнительных полномочий и проч.;
социально-психологические методы - повышения социальной активности, обмен опытом, критика, деловая, управленческая и профессиональная этика и т.д.;
методы моральной мотивации - личное или публичное признание, похвала и критика;
целевой метод;
метод проектирования и перепроектирования (обогащения) работ;
метод вовлечения сотрудника (партисипативный метод) и проч.
Таким образом, мотивация может иметь такие направления - как: мотивация самосовершенствования, мотивация агрессивного поведения, мотивация помощи, мотивация альтруистического поведения, мотивация нормативного поведения и др.