Понятие, виды, критерии и источники повышения эффективности
С общественной точки зрения эффективность представляет собой степень достижения организацией своих целей при использовании ограниченных ресурсов. Когда мы говорим об эффективности, мы, как правило, подразумеваем две ее составляющие:
. эффективный - это значит действенный, дающий эффект, приводящий к нужным результатам; [13, с.914]
. эффективность - относительный эффект, определяемый как отношение эффекта (результата) к затратам, обеспечившим его получение. [3, с.467]
• эффективность целедостижения = результат / цель
• экономическая эффективность = результат / затраты
При рассмотрении эффективности будем исходить из того факта, что основная задача менеджмента организации - дать возможность этой организации существовать на рынке продолжительный период времени. Эффективность определяется как оптимальное соотношение производительности труда, удовлетворенности работников, конкурентоспособности организации и развития и определяется рядом критериев: краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными [6, с.33]. Взаимосвязь критериев эффективности во времени представляет собой временную модель эффективности (рис. 2).
Краткосрочные критерии эффективности - критерии, оценивающие положение дел в организации за короткий промежуток времени. К ним относятся: продуктивность, качество, гибкость, удовлетворенность.
Продуктивность - способность организации обеспечить необходимое количество и качество продукции в соответствии с требованиями внешней среды. Качество как критерий эффективности означает удовлетворение запросов покупателей и клиентов в части функционирования изделия и предоставления услуг, показатели оценки исходят от самих покупателей. Например, количество возвратов продукции, жалоб клиентов.
Гибкость - способность организации перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на другой для выпуска новых продуктов. Это означает способность реагировать на изменения со стороны ОП покупателей, конкурентов, законодательства. Уметь адаптировать методы и средства в части планирования, руководства и контроля с учетом таких изменений. Например, учитывать межотраслевую конкуренцию.
Удовлетворенность - чувство удовлетворения у работников от выполненной работы, осознания своей роли в организации, своего места в организации как комфортного и удовлетворяющего их запросы.
Критерии взаимосвязаны: можно авторитарными методами повысить производительность труда, но показатель удовлетворенности снизится, что приведет в целом к снижению общей эффективности управленческой деятельности в организации.
Среднесрочные(промежуточные) критерии эффективности отражают более продолжительный временной горизонт по сравнению с краткосрочными. К ним относятся конкурентоспособность и развитие.
Конкурентоспособность - положение организации в отрасли, занимаемая доля рынка по выпускаемой продукции, отношения конкурентов в борьбе за покупателей.
Развитие - инвестирование организацией средств таким образом, чтобы укрепить будущий спрос внешней среды как залог ее выживания.
Адаптивность - данный показатель можно представить как уровень, при котором организация реагирует на изменения ее внутренней и внешней среды.
Долгосрочный критерий эффективности деятельности организации - способность организации сохранять свое положение внутри среды, т. е. ее выживание. [6, с.35-37]
Критерии оцениваются набором показателей, которые можно измерить.
Каждый вид эффективности имеет свои источники.
Источники организационной эффективности представляют собой сложное взаимодействие индивидуальной и групповой эффективности с учетом синергетического эффекта. Кроме того, на организационную эффективность оказывают воздействие внешние условия существования организации (состояние экономики, конъюнктура рынка, отношения с партнерами и пр.); используемые технологии и уровень технического оснащения организации.