Организация и средства обучения персонала
Обучение различных категорий работников должно быть основано на совершенно разных целях, так обучение исполнителей приведет, в первую очередь, к повышению качества продукции и экономической и технической безопасности организации; обучение среднего управленческого звена способствует легкому проведению изменений в компании; обучение же высшего звена управления изменит общие аспекты управления организацией. Следует отметить следующую закономерность, присущую современному российскому обществу. Высокая мотивация к образованию и самообразованию свойственна высшему управленческому звену, и она постепенно падает.
Т.е. чем ниже место работника в организационной иерархии, тем ниже его мотивация к образованию. Таким образом, следует уделять тем больше внимания образованию работников, чем более низкое положение в организации и в обществе и более низкий уровень образования они имеют. По субъекту обучения - с привлечением тренера и без привлечения. Чаще занятия проводятся с привлечением тренера, но присутствие профессионала-тренера вовсе необязательно. В этом случае применимы следующие методы: смена рабочего места, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы.
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, которые рассматриваются в Таблице 2. И главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.
Таблица 2 - Преимущества и недостатки различных методов обучения
Обучение на рабочем месте |
Обучение вне рабочего места |
+ Содержание курсов и время их проведения могут быть приспособлены к потребностям организации. |
Вряд ли точно соответствует потребностям организации Доступность и частота обычно установлены внешней организацией |
- Участники встречаются только с работниками той же организации |
+ Участники могут обмениваться информацией, делиться проблемами Продолжение таблицы 2 и опытом их решения с работниками других организаций |
- Участники могут быть отозваны простым уведомлением в связи с |
- Участники не могут быть отозваны простым уведомлением о том, что |
производственной необходимостью для решения проблемы на работе |
им необходимо решить возникшие на работе проблемы |
+ Могут использоваться реальное технологическое оборудование, имеющееся в Вашей организации, а также процедуры и/или методы вы полнения работ |
+ Может использоваться дорого стоящее учебное оборудование, ко торое, возможно, окажется недос тупным в стенах Вашей организа ции. |
- Участники могут чаще отрываться от обучения простым уведомлением, чем когда оплачены внешние курсы с использованием безвозвратной формы оплаты. |
- Если участники были отозваны с курсов, оплата может быть и не возвращена |
+ Может быть экономически выгодным, если имеются достаточное количество работников с одинаковыми потребностями в обучении, необходимые средства, преподаватели. |
+ Может быть более экономически выгодным, если вы имеете работни ков с одинаковыми потребностями в обучении. + Опытный персонал может быть доступен вне стен организации. |
- Участники могут неохотно обсуждать некоторые вопросы открыто и честно в среде своих коллег. |
+ В сравнительно безопасной ней тральной обстановке участники мо гут более охотно обсуждать какие-то вопросы. |
+ Переходить от обучения на учебных примерах к непосредственному выполнению работы легче, если учебный материал связан с работой. |
- Могут возникнуть проблемы при переходе от обучения к непосредственному выполнению реальной работы |