Сущность малого бизнеса и его значение в современных условиях
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, способные вести крупномасштабные научно-технические разработки с большими материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, которые и определяют технологический прогресс. С другой стороны в последнее время произошел небывалый рост мелких и средних предприятий, особенно в наукоемких отраслях, отраслях связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и множества работников [17, с.5]
Развитие предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкуренция, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор, рынок насыщается товарами и услугами, происходит лучшее использование местных сырьевых ресурсов.
Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы:
Первая -
предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Работая по контракту с крупными предприятиями, они остаются юридически самостоятельными. Для этой группы характерно:
· Производство определенного круга деталей или узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах).
· Более низкие издержки производства (позволяет крупному бизнесу экономить свои ресурсы).
· Гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей.
· Как экспериментаторы для крупных фирм [17, с. 7].
Вторая группа - малые предприятия, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Характеристики этой группы:
· Способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги.
· Меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками.
· Стремление заполнить ниши, которые по различным соображениям не выгодны крупным фирмам.
· Ценовая политика, позволяющая устанавливать меньшие цены по сравнению с крупными фирмами.
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран.
Таблица 1- Масштабы развития предприятий малого бизнеса в России и и зарубежных странах (данные на 01.12.2007 г.)
Страны |
Количество малых и средних фирм |
Число занятых, млн. человек |
Доля средних и малых фирм, % | ||
Тыс.ед. |
В расчете на 1 тыс. жителей |
В общей численности занятых |
в ВВП | ||
Великобритания |
2930 |
46 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37 |
18,5 |
46 |
50-54 |
Италия |
3920 |
68 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15777 |
45 |
68 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
74,2 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49,6 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Россия |
836,6 |
5,65 |
8,1 |
9,6 |
10-11 |