Оценка рисков и страхование
Потенциальными рисками могут быть:
· Производственные риски.
Они связаны с различными нарушениями в процессе поставок товара. Мерой по снижению производственных рисков является усиление влияния на поставщиков (путём дублирования поставщиков).
· Коммерческие риски.
Связаны с реализацией продукции (уменьшение размеров и ёмкости рынков, снижение платежеспособного спроса, появление новых конкурентов и т.п.). Мерами по снижению коммерческих рисков могут быть:
- систематическое изучение конъюнктуры рынка;
- соответствующая ценовая политика;
создание общественного мнения;
реклама и т.д.
Мерами по снижению риска, связанного с появлением новых конкурентов являются: активное использование рекламы (не только рекламный стенд, но и реклама в газетах, на остановках автобуса и т.д.), введение скидок постоянным покупателям, дисконтных карт, что позволит «не упустить» своих клиентов.
· Финансовые риски.
Вызываются инфляционными процессами, всеобщими неплатежами, колебаниями валютных курсов и пр. Для их снижения на предприятии должна быть создана система финансового менеджмента.
· Риски, связанные с форс - мажорными обстоятельствами.
Риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса до забастовок и землетрясений). Мерой по их снижению служит работа предприятия с достаточным запасом финансовой прочности.
Для снижения общего влияния рисков на эффективность предприятия необходимо предусмотреть коммерческое страхование по действующим системам (страхование имущества; транспортных перевозок; рисков, заложенных в коммерческих контрактах на заключение сделки; перестрахование и пр.)
Общая сумма затрат на страхование в год составит примерно 8000 руб.
Анализ чувствительности
1. Выберем в качестве ключевого показателя эффективности инвестиций - IRR.
2. Факторами, относительно которых разработка проекта находится в состоянии неопределённости, являются: объём продаж и себестоимость продукции.
3. Установим номинальное (100%) и предельные (90% и 110%) значения неопределённых факторов.
. Рассчитаем ключевой показатель для всех выбранных предельных значений неопределённых факторов.
INV100% = 153517;
CF100% = 56548,65;
К100% = 2,71.
Для объёма продаж:
INV90% = 145385,3;110% = 161648,7;90% = 29624,76;110% = 83472,54.
К = INV / CF;
К90% = 145385,3 / 29624,76 = 4,9;
К110% = 161648,7 / 83472,54 = 1,9.
Для себестоимости:
INV90% = 152017;
INV110% = 155017;90% = 71268,9;110% = 41828,1.
К = INV / CF;
К90% = 152017 / 71268,9 = 2,1;
К110% = 155017 / 41828,1 = 3,7.
Для объёма продаж: К
· К90% = 4,90. 5,00
При r = 12%, К = 4,80; 4,90
При r = 18%, К = 5,00. 4,80
12% 18% r
IRR90% = 12% + (5 - 4,9) / (5 - 4,8) * 6% = 15%.
· К110% = 1,90. К
При r = 12%, К = 1,70; 2,00
При r = 18%, К = 2,00. 1,90
,70
0 12% 18% r
IRR110% = 12% + (2 - 1,9) / (2 - 1,7) * 6% = 14%.
Для себестоимости: К
· К90% = 2,10. 2,20
При r = 12%, К = 2,00; 2,10
При r = 18%, К = 2,20. 2,00
0 12% 18% r
IRR90% = 12% + (2,2 - 2,1) / (2,2 - 2) * 6% = 15%.
· К110% = 3,70. К
При r = 12%, К = 3,50; 3,90
При r = 18%, К = 3,90; 3,70
3,50
0 12% 18% r
IRR110% = 12% + (3,9 - 3,7) / (3,9 - 3,5) * 6% = 15%
5. Построим график чувствительности для всех неопределённых факторов (Рис. 6.).
IRR
С
15%
14,7%
14% О
0 90% 100% 110%
Рисунок 6 - Вариации неопределённых факторов
Из графика следует, что большие риски связаны с объёмом продаж. Падение объёма продаж может произойти по следующим причинам:
) нарушение поставок товара (мерой по снижению этого риска может быть дублирование поставщиков);