Общие дидактические принципы процесса обучения
В формировании личности и ее становления огромное значение имеет образование и обучение. Оба эти явления выступают в единстве. Образование - результат обучения, обучение - основной путь образования.
Дидактика - теория образования и обучения - это отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. Кроме того, в дидактике сформулированы и выражены основы обучения и образования в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения.
Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит циклический характер и опирается на две основные задачи:
1. Образовательная - чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков, умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели профессиональные способности.
2. Воспитательная - чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонично развитой личностью с научно - материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творческой активностью и социальной зрелостью.
Соотношение данных задач в условиях современной школы таково, что первая соподчинена второй, следовательно, главная цель образования - вырастить морально устойчивую личность, умеющую работать самостоятельно, реализовывать свой человеческий потенциал.
Основными понятиями общей дидактики как науки является: преподавание, учение, учебный предмет, учебный материал, учебная ситуация, метод обучения и др. Наряду с этими понятиями дидактика оперирует другими понятиями: обучение, образование, самообразование, воспитание и др.
Важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. К числу общедидактических принципов относятся следующие:
1. Направленность обучения - определяется комплексными решениями задач образования и воспитания в духе всестороннего развития личности.
2. Систематичность, последовательность, преемственность - обеспечиваются продуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логикой их следования друг за другом.
. Доступность обучения - определяется уровнем познавательных возможностей обучаемых.
. Наглядность обучения - обеспечивается включением в учебную деятельность различных видов восприятия информации, памяти, типов мышления и т.п.
. Рациональное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.
. Прочность, осознанность и действенность знаний и умений - обеспечиваются творческим отношением к учебно - воспитательному процессу как со стороны преподавателя, так и со стороны обучаемых.
Задачи дидактики состоят в том, чтобы:
1. Описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации.
2. Разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.
Для эффективности дидактического процесса необходимо учитывать основные принципы обучения, как необходимых компонентов. Принципы обучения определяются как главные указания, определяющие, каким образом следует вести обучение. Данная система состоит из следующих принципов:
1. Принцип сознательной активности.
2. Принцип связи теории с практикой.
. Принцип наглядности.
. Принцип доступности.
. Принцип систематичности.
. Принцип прочности знаний и умений.
. Принцип индивидуализации и коллективности.
Данные принципы дают необходимый положительный результат в рамках дидактического процесса.
Каждый процесс обучения является процессом познания, поэтому необходимо учитывать познавательные функции в дидактическом процессе. В правильно организованном дидактическом процессе следует обеспечивать учащимся возможность наблюдения действительности; собранный в результате наблюдения материал подвергнуть умственному анализу, окончанием которого являются определенные общие выводы, сделанные для практической деятельности, и, наконец, анализ самой деятельности.
Отражение воспринимаемых явлений в сознании учащегося составляет основу для обобщений и выводов, для интерпретации наблюдений в системе понятий и законов, содержащихся в программе обучения.
Роль мышления на первом этапе обучения заключается в умении интерпретировать наблюдения с помощью полученных знаний. Для этого необходимо умение обобщать с теоретической точки зрения. Наблюдение дает сырой материал фактов, которые благодаря мышлению обобщаются и ведут к созданию системы понятий и законов, объясняющих процессы действительности.