Система управления рисками
г) рост. В последнее время возможности роста компании, которые могут выражаться по-разному (увеличение оборота фирмы, приращение доли рынка, рост капитализации и т.п.), рассматриваются как важный критерий ее оценки (в том числе акционерами/владельцами). Собственно, стратегия развития современной фирмы часто направлена на ее рост. Поэтому анализ рисков, отрицательно влияющих на рост, следует рассматривать как неотъемлемую часть такой стратегии. Если же подобные риски не учтены при разработке стратегии развития фирмы, то их реализация и/или осуществление какого-либо мероприятия по управлению риском может потребовать полного отказа от нее или ее пересмотра;
д) прочие цели. Фирма может стремиться к выполнению и других целей - например, инновационных или гуманитарных.
Проведенный анализ показывает тесную взаимосвязь между стратегией развития фирмы, с одной стороны, и рисками и системой управления ими - с другой. Наличие такой взаимосвязи свидетельствует, во-первых, о важности учета рисков и осуществления мер по управлению ими и, во-вторых, о том, что управление риском является важной составной частью общего менеджмента компаний. [11]
Аутсорсинг управления риском
Иногда встречаются ситуации, когда выгоднее передать систему управления риском или ее отдельные функции (например, оценку риска или управление конкретными рисками) сторонним организациям - "в субподряд". Это называется аутсорсингом управления риском
(Risk management outsourcing). Часто такого рода услуги оказывают страховые компании и брокеры, а если речь идет только об управлении финансовыми рисками - то банки и другие финансовые компании.
Отметим достоинства аутсорсинга управления риском:
1) фирма избавляется от необходимости выполнения тех или иных сложных действий и процедур риск-менеджмента, для чего было бы необходимо нанимать высокооплачиваемых профессионалов;
) экономия на издержках, так как выполнение некоторых функций своими силами часто обходится дороже;
) обеспечение возможности фирмы сосредоточиться на основном бизнесе;
) получение преимуществ от комплексного обслуживания, включающего как систему управления риском, так и прочие услуги в области аутсорсинга (например, обслуживание локальной сети);
) разделение подверженности риску на части, обеспечивающие приемлемый уровень ущерба по каждой из них в отдельности.
Возрастающей популярности также способствует быстрый прогресс интернет-технологий, позволяющих эффективно организовать передачу и выполнение соответствующих функций. Кроме того, информационные технологии обеспечивают дополнительные преимущества в виде удаленного доступа и/или быстрой передачи больших массивов данных.
Однако даже в такой ситуации система управления риском должна соответствовать особенностям организационной структуры фирмы и специфике процесса принятия решений ее менеджментом. В противном случае предлагаемые меры по управлению риском будут восприниматься как нечто чуждое, не соответствующее реальным потребностям фирмы, и риск-менеджмент не будет эффективным. Это является основным недостатком аутсорсинга управления риском. [15]
Этапы управления риском
Процесс управления риском является сложной и многоуровневой процедурой. Тем не менее его можно условно разделить на ряд этапов в соответствии с особенностями последовательности действий по управлению риском. Выделение таких этапов является условным, потому что на практике они часто реализуются одновременно, а не последовательно, друг за другом.