Формирование инновационной управленческой культуры XXI века - главное условие рационализации современного социального управления
Современное социальное управление еще далеко от рациональности. Оно во многом носит "вчерашний" характер и не отвечает требованиям времени. Назрела острейшая потребность в его инновировании, в коренных изменениях, которые позволят преодолеть главную причину всеобщего кризиса управления - усугубляющееся противоречие между субъектом и объектом управления. Важнейшим условием решения этих проблем является возрастание роли культурного фактора. Его роль в решении современных проблем управления обществом возрастает и будет возрастать. Это объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, социальные регуляторы общественной жизни в связи с требованиями информационной революции среди других (экономических, юридических, политических) приобретают все большую значимость.
Во-вторых, они становятся все в большей мере системообразующими в совокупности всех взаимодействующих сил в обществе и проникают в деятельность каждого элемента общества, расширяя тем самым зону своего воздействия.
В-третьих, доля интеллектуальной собственности в общей совокупности общественного продукта непрерывно возрастает, достигая в развитых странах 50% его общего объема, что повышает значимость и ответственность общества за рациональность использования его главного ресурса - интеллектуального, частью которого и является управленческий ресурс.
Между тем общество, в особенности России, стоит сегодня перед острейшей проблемой, нарастающим противоречием: происходит накопление интеллектуального потенциала, увеличиваются возможности его использования в управленческой деятельности, однако уровень управления падает. Россия только частный случай. Мир переживает системный кризис управления, который угрожает планете непредсказуемыми катастрофами, даже уничтожением всего живого.
Главная проблема культуры - воспроизводство самого человека, его знаний, навыков, материальных и духовных ценностей.
Очевидно, что это возможно только в системе определенных общественных отношений через различные виды деятельности, прежде всего творческой.
Принимая во внимание все вышесказанное, можно выделить элементы управленческой культуры как органичной части общей культуры общества:
· управленческие знания (теория управления, менеджмента), соответствующие сознание, чувства, настроения;
· общественные отношения, прежде всего управленческие, организационные, которые материализуют знания, нормы, образцы в своем содержании и в процессе социализации личности передают ей нормы и ценности общества, в том числе управленческие, делая их устойчивым элементом культуры человека;
· управленческая деятельность, носящая творческий характер, позволяет переводить знания, ценности общества в процессе социализации в устойчивые черты личности, творить как саму личность, так и ее культуру, нормы ее поведения, мотивы к инновационно-управленческой деятельности.
Механизм формирования управленческой культуры может быть представлен следующим образом:
· формирование знаний, управленческих концепций, проектов программ и т.д.;
· развитие управленческих отношений;
· мотивация творческой деятельности в сфере управления;
· утверждение уважения в обществе к общественным институтам, государству, законам, морали, праву;
· разработка и внедрение управленческих технологий, которые оптимизируют сам процесс управления и объединяют в одно целое управленческие знания, отношения и творческую деятельность, работу общественных институтов.