Проблемы в органах социальной защиты населения МО «Ревдинский район» г.Ревда
Одним из принципов и механизмов формирования управленческой культуры является опора на "живые знания" - суждения экспертов по той или иной управленческой проблеме; отсутствует регулярное управленческое консультирование - профессиональная помощь руководителям в решении сложных, неординарных проблем, в изменении стратегии развития, в выявлении дополнительных источников роста и т. п. Консультант подсказывает и создает интеллектуальные условия для решения проблем самими членами организации, как бы запускает механизм самоорганизации и саморазвития. Консультант - социальный менеджер, носитель общесоциальных и общечеловеческих ценностей, он хорошо ориентируется в различных сферах общественной жизни (от производства, политики, экономики до культуры, экологии, психологии и т.п.).
В ходе консультирования при комплексной оценке ситуации в организации он использует все знания, которые накопил за свою жизнь. Для решения наиболее сложных проблем он привлекает экспертов и специалистов самого высокого класса. Так отрабатывается механизм включения управленческой науки в практику управления на ее разных уровнях.
Для управления социальной защиты населения весьма значимой была названа проблема «защиты самих защищающих». Начальник управления в качестве примеров привел ситуации, когда специалисты управления оказывались «в зоне повышенною риска» из-за непредсказуемого поведения клиентов управления. Это приводило не только к психологическим расстройствам, но и травмам сотрудников и в некоторых случаях представляло опасность для жизни. Для решения данной проблемы необходимо, прежде всего, соответствующее законодательство, которое бы обеспечивало правовой защитой работников управления от различного рода посягательств.
На втором месте - потребность в большей оплате своего труда. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда работник, осуществляющий соцзащиту, получает меньше того, кого он «защищает». Это ведет к большой текучести кадров.
На третьем месте зафиксирована потребность в снятии того напряжения, которое ежедневно накапливается в работниках от общения с неуравновешенными людьми, находящимися в «защищаемом поле» и вне его.
На четвертом месте - потребность в профессиональном обучении, которое соответствовало бы занимаемой должности и служебному продвижению. Проблематика менеджмента социальной работы (МСР) - это наука и учебная дисциплина для руководителей и специалистов, переходящих в «руководящий ранг». Что конкретно интересует эту категорию работников? Пытаясь ответить на этот вопрос, мы сталкиваемся с потребностями, но уже обучаемых практиков. Эти потребности делятся на две группы:
· потребности в практических знаниях;
· потребности в практических умениях.
Работники системы соцзащиты стремятся узнать, как решаются практические организационно-управленческие проблемы другими - «нашими» (отечественный опыт) и «чужими» (зарубежный опыт).
Следует указать общую для того и другого опыта проблематику в области МСР:
· конкретная проблема (задача) и последовательность ее практического решения (управленческие алгоритмы);
· цели, задачи, решения и их ресурсное обеспечение;
· программно-целевое управление («дерево целей», система мер по их достижению, обеспечивающая оргструктура, ресурсное обеспечение, система контроля); труд руководителя (информационная система, организация рабочего места, техника личного труда, рациональное использование времени или тайм-менеджер); управление конфликтами в группе (коллективе);
· психология общения с разными работниками, людьми; мотивация труда персонала, включая оценку и оплату труда; социальная инфраструктура в учреждении соцзащиты.
Следует отметить, что в нашей отечественной практике повышения квалификации персонала иногда используются методы «педагогического (аудиторного) маркетинга», когда в режиме «раннего (доаудиторного) анализа» или «сегодня в аудитории» выявляются потребности конкретных обучаемых в области МСР. Такие методы являются довольно эффективными, поскольку не требуют больших затрат времени и средств, позволяют составлять обучающие программы «под потребности», а также применять гибкие обучающие технологии.
Одной из самых актуальных сегодня является проблема "распаковки" этого огромного потенциала, раскрытия творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло.
Перед управлением стоит проблема найти механизмы более полного использования социальных ресурсов.
Сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность творческих потенциалов личностей, своевременно, с детства, выявлять разнонаправленность творческой одаренности людей и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее полной их реализации на благо общества, в том числе в сфере управления. В этом - залог успешного решения возникающих в XXI в. глобальных проблем.