Процессный подход в управлении организацией
Применение процессного подхода подразумевает акцент на процессы, выполняемые организацией для достижения главных целей, а не функции (подразделения), специализирующиеся на выполнении отдельных работ [2].
Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего, а любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс [11]. Каждый процесс имеет вход, выход, ресурсы и управляющее воздействие.
Стандарты ГОСТ Р ИСО 9000-2008 и ГОСТ Р ИСО 9001-2008 дают разные определения процессного подхода. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 говорит, что систематическая идентификация и менеджмент применяемых в организации процессов и прежде всего обеспечение их взаимодействия могут считаться «процессным подходом» [3]. В то же время, в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2008 указывается, что применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом» [4].
Вход процесса - это продукт, который в ходе выполнения процесса преобразуется в выход. Вход всегда должен иметь своего поставщика. К входам относится: сырье, материалы, полуфабрикаты, документация, информация, персонал, услуги и т.д.
Выход процесса - материальный или информационный объект или услуга, являющийся результатом выполнения процесса и потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами. Выход процесса всегда имеет потребителя. В случае если потребителем является другой процесс, то для него этот выход является входом. Выход процесса также может использоваться в качестве ресурса при выполнении другого процесса или управляющего воздействия. К выходам процесса могут относиться: готовая продукция, документация, информация, персонал, услуги и т.д.
Ресурс процесса - материальный или информационный объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющийся входом процесса. К ресурсам процесса могут относиться: информация, персонал, оборудование, программное обеспечение, инфраструктура, среда, транспорт, связь и пр. Владелец процесса в ходе планирования и управления процессом производит распределение ресурсов для достижения наилучшего результата процесса.