Система процессов организации ООО «Центр-степ»
Для описания бизнес-процессов первоначально была составленасхема распределения процессов по подразделениям ООО «Центр-степ», представленная на рисунке 2.
Рисунок 2 - Распределение процессов по подразделениямООО «Центр-степ»
На основании проекта сети процессов был составлен уточненный список процессов и их владельцев, приведенный в таблице 1.
Таблица 1 - Уточненный список процессов и их владельцев
№ |
Процесс |
Тип |
Владелец процесса |
Входящие подразделения и должностные лица |
1 |
Управлять компанией «Центр-степ» |
упр. |
Директор |
1. Генеральный директор 2. Заместитель директора |
2 |
Организовать закупку-продажу продукции |
осн. |
Заместитель директора |
1. Экспедитор 2. Склад 3. Салоны продаж |
3 |
Организовать бухгалтерский и финансовый учет |
всп. |
Бухгалтер |
1. Бухгалтер |
4 |
Организовать наем и обучениеперсонала |
всп. |
Менеджер |
1. Административный отдел |
Основной процесс верхнего уровня - «Организовать деятельность компании «Центр-степ». У этого процесса имеется три входа и три выхода. Выходы - налоговая отчетность и реклама представляют собой ту информацию, которая поступает во внешнюю среду. Управляющими воздействиями являются правила торговли, стандарты на продукцию, постановления и законы РФ. К ресурсам относятся персонал, инфраструктура, транспорт.
Деятельность компании «Центр-степ» представлена несколькими бизнес-процессами верхнего уровня (таблица 1), которые можно изобразить на диаграмме. Эта диаграмма представляет собой результат декомпозиции контекстной диаграммы на четыре основных бизнес-процесса.
Мы выдели четыре основных бизнес-процесса: «Управлять компанией «Центр-степ», «Организовать закупку-продажу продукции», «Организовать финансовый и бухгалтерский учет» и «Организовать наем и обучение персонала». Далее мы провели декомпозицию основного процесса «Организовать закупку-продажу продукции» в нотации IDEF0 до элементарных бизнес-процессов.
Не проданная в заданные сроки продукция (за сезон) остается на складах магазинов и распродается со скидками во время распродаж.
Один элементарный процесс был декомпозирован в нотации IDEF3. Результат декомпозиции процесса «Осуществлять продажу» представлен на рисунке 6.
Рисунок 6 - Элементарный бизнес-процесс «Осуществлять продажу»
Процесс «Осуществлять продажу» является элементарным. Он описан в виде последовательных операций. Теперь для данного элементарного бизнес-процесса мы можем построить карту процесса. Карта процесса - это графическое представление процесса, где шаги процесса (операции) изображаются в виде различных символов блок-схемы, указываются названия операций, документы, регламентирующие их, участники процесса и др. На рисунке 7 представлена карта процесса «Осуществлять продажу».
Входящий документ |
Блок-схема |
Исходящий документ |
Наименование функции |
Результат (событие) |
Ответственный |
Входящий документ |
Исходящий документ |
1. Принять товар со склада на сезон1. Продукция на витринах в магазинеПродавецПриходная фактураЗапись в книге прихода-расхода | |||||||
2.Продать товар данного сезона |
Упакованная к продаже продукция |
Продавец | |||||
3. Подготовить не проданный вовремя товар для отправки на склад |
Продукция на складе в магазине |
Продавец | |||||
4. Принять оплату за продаваемый товар |
Полученная прибыль |
Продавец | |||||
5.Выдать покупателю товар, товарный и кассовый чеки |
Реализованная продукция |
Продавец |
Запись в книге прихода-расхода |
Товарный чек Кассовый чек Расходная фактура |