Методы интеграции систем менеджмента ориентированных на всеобщий менеджмент качества
Успех и эффективность систем менеджмента качества (СМК), создаваемых в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001 версии 2000 года, зависят от понимания и реализации восьми принципов менеджмента качества, сформулированных в стандарте ISO 9000:2000. Важнейшим из них является пятый принцип - системный подход к менеджменту. При системном подходе возникает необходимость в интегрированной системе менеджмента качества, удовлетворяющей требованиям всех заинтересованных сторон. Поэтому в последнее время стала активно развиваться работа по интеграции СМК в различных организациях [33].
Вопрос об объединении различных систем менеджмента в организациях заострился в последние годы после широкого (можно сказать - «массового») внедрения СМК и сертификации их на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000. Однако системная основа для такого объединения появилась только после выхода в свет нового семейства международных стандартов ISO 9000 версии 2000 года.
Стремление к интеграции систем менеджмента возросло, когда некоторые предприятия наряду с СМК стали внедрять и сертифицировать системы экологического управления, безопасности труда, осваивать модели совершенствования бизнеса и другие инициативы в области качества. Таким образом, возникло новое направление исследований и разработок, которое можно назвать «системный менеджмент организации, ориентированный на всеобщее качество».
. Модель совершенствования бизнеса (EFQM - модель делового совершенства Европейского фонда менеджмента качества; MBNQA - модель премии М. Болдриджа; BPR - реинжиниринг бизнес-процессов и др.).
. Система менеджмента окружающей среды (МС ISO 14001:2004 «Системы экологического менеджмента. Требования и рекомендации по применению»).
. Система менеджмента безопасности труда и здоровья (OHSAS 18001-99 « Система менеджмента в области промышленной безопасности и охраны труда. Требования»; ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации»).
. Система социального и этического менеджмента (SA 8000:2001 «Корпоративная социальная ответственность»).
. Отраслевая СМК (ИСО/ТУ 16949:2002).
Интеграция СМК с бизнесом.
Принцип системного подхода к менеджменту (ISO 9000:2000) предполагает переход от менеджмента качества к качеству менеджмента всей организации. В соответствии с ISO 9004:2000 необходимо обеспечить сбалансированный (системный) подход к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (собственников, поставщиков, работников, общества, партнеров) [44].
Стандарты ISO 9000 версии 1994 года замыкались в основном на взаимоотношениях производителя и потребителя и слабо затрагивали сферу бизнеса, то есть общего менеджмента организации. Поэтому вместе с ISO 9000 появились и различные модели делового совершенства, базирующиеся на принципах TQM (Всеобщего управления качеством): MBNQA, EFQM и другие, последняя из которых (модель совершенства EFQM) считается самой обновленной моделью TQM. Таким образом, была сделана попытка создания такой модели управления бизнесом, которая бы «вращалась вокруг качества», т.е. необходимо превратить всеобъемлющее качество в основу совершенства управления бизнесом. Стандарты ISO 9000 версии 2000 года закрепляют такое направление интеграции с бизнесом: в них уделяется особое внимание выполнению требования удовлетворения всех заинтересованных сторон, провозглашен принцип системного подхода к менеджменту и др. В последнее время активно ведутся (в основном за рубежом) исследования в направлении интеграции EFQM с СМК, основанными на стандартах ISO серии 9000:2000.
Для этого необходимо решить следующие проблемы:
. Разработать методику оценки удовлетворенности всех заинтересованных сторон (потребители, работники, поставщики, владельцы, партнеры, общество).
. Создать методологию определения стратегии развития организации, оптимальную с точки зрения удовлетворения требований всех заинтересованных сторон. На основе такой стратегии далее должны формироваться политика и цели в области качества, а также продукция, процессы и требования к ним, обеспечивающие достижение этих целей.
. Перестроить (с ориентацией на всеобщее качество) несоответствующую требованиям современного мирового рынка систему управления на предприятии (реинжиниринг бизнеса). Осуществить это в России довольно трудно, т.к. на наших предприятиях традиционно укоренилась технология управления, которая трудно совместима с рыночной экономикой и принципами TQM (нет менеджмента бизнес-процессов, отсутствует управленческий учет, низка культура качества и др.).