Аудирование систем качества
Для обеспечения эффективного функционирования системы менеджмента качества необходимо проводить регулярные мероприятия по выявлению отклонений системы от заданных параметров ее работы.
Методом выявления отклонений системы менеджмента качества является аудит. Различают: - аудит системы; - аудит процесса;-аудит продукта. концепция качество менеджмент проект
В соответствии с ИСО 8402 аудит качества определяется как систематическое и независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить, соответствует ли деятельность в области качества запланированным требованиям, насколько эффективно этитребования реализуются и пригодны ли они для достижения поставленных целей. Различают так называемые внешние и внутренние аудиты (далее - проверки) качества. Результаты внутренней проверки в виде документированного «Обзора состояния менеджмента качества» оцениваются руководством предприятия.
Проверка - это задача менеджмента. Плановые проверки проводятся по годовому плану, который должен включать: - проверяемые подразделения/процессы; - важные элементы системы качества; - временные интервалы проведения этапов проверки.
Проверка проводится на основе так называемого контрольного перечня вопросов, подлежащих выяснению, ориентировочный состав которого следующий: - проверяемое подразделение;- аудиторы;-сроки/местонахождение; - плановый/внеплановый; - цель проверки; - проверяемые процессы; - элементы системы качества; - участники проверки; - основные моменты проверки; - цели подразделения/процесса; - нормативные/законодательные требования; - положительные результаты внедрения системы; - необходимые изменения системы качества; - внешние проверки, подразделяющиеся на:•проверки, проводимые независимой третьей стороной с целью сертификации (так называемогоThird-Party-Certification);
•проверки, проводимые заказчиками у поставщиков/подрядчиков, называемые также оценкой второй стороной (так называемые Second-Party-Assesment).
График внешних и внутренних проверок разрабатывается руководителем службы качества и утверждается уполномоченным высшего руководства предприятия по системе качества. Для того чтобы обеспечить запланированную эффективность системы менеджмента качества, большое внимание в рамках проекта реструктуризации уделяется подготовке кадров. Общую направленность обучающих программ в сфере менеджмента качества можно сформулировать как «повышение качества через предупреждение дефектов».
Основная задача процедур подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров заключается в обеспечении соответствия квалификационного уровня руководителей и специалистов компании требованиям задач, решаемым в области качества.
Критериями профессиональной пригодности являются:
- степень соответствия работника требованиям, предъявляемым данным видом профессиональной деятельности. Для этого существует система специальных справочников; - характер личности. Он должен соответствовать характеру работы: понятно, что он различен у научного работника и рабочего на конвейере. Для оценки соответствия вырабатывается система критериев, по которым судят о пригодности работника к данному виду деятельности.
Для подготовки кадров предприятия/компании предусматривают следующие виды обучения: - первоначальное профессиональное обучение рабочих, принятых на работу и ранее не имевших профессии;-переподготовка рабочих на другую профессию; - повышение квалификации рабочих;
- повышение квалификации руководящих работников и специалистов.
Концепции и программы обучения формируются в зависимости от размера и задач (стратегии) предприятия. Так, крупные предприятия обычно формируют собственную концепцию и программы обучения. При этом проводимые самим предприятием курсы нередко дополняются внешним обучением. Малые и средние предприятия преимущественно используют предложения специализированных учебных заведений по проведению курсов.