Сравнительный анализ
Рыночная экономика сбалансирована и устойчива, является главным фактором ограничения коммерческого риска. Сравнительный анализ спроса и предложения выявляет условия, при которых изменяется либо спрос, либо предложение, воздействуя на равновесную цену и количество товара. Точка равновесия 1 (p*=2,2424; q*=2,0981) перемещается в равновесную точку 2 (p*=2,4792; q*=2,2758) из таблицы 3.5 при увеличении предложения. [7; 300]
Таблица 3.6. Равновесные цены и объемы
a0 |
6,746 |
6,746 |
6,746 |
6,746 |
a1 |
-0,226 |
0,2261 |
0,2261 |
-0,226 |
a2 |
0,7313 |
0,7313 |
0,7313 |
0,7313 |
b0 |
0,4148 |
0,4148 |
-0,415 |
-0,415 |
b1 |
0,7506 |
0,7506 |
0,7506 |
0,7506 |
p* |
2,2424 |
2,4792 |
3,1263 |
2,8339 |
q* |
2,0981 |
2,2758 |
1,932 |
1,7125 |
Процесс 1-2 отображает прямая линия на рис. 4 (представление Хикса). Для перехода из точки 2 в равновесную точку 3 (p*=3,1263; q*=1,932) требуется уменьшить спрос (процесс 2-3). При уменьшении предложения равновесная точка 3 перемещается в точку 4 (p*=2,8339; q*=1,7125). Для возвращения системы в исходное состояние 1 необходимо увеличить спрос (процесс 4-1).
Рис. 3.7. Замкнутый цикл предложения и спроса
При увеличении спроса уменьшается коммерческий риск, поскольку расходы на единицу товара не увеличиваются, объем продаж увеличивается, а цена уменьшается. Падение спроса увеличивает цену равновесия, а на рост цены покупатели отвечают уменьшением спроса. Хотя при более высокой цене покупатели приобретают меньше товара, фактор падения предложения ограничивает коммерческий риск, так как равновесие спроса и предложения при более высокой цене дает больше гарантий на увеличение прибыли.
Рост предложения товара приводит к противоположному результату. Если цена равновесия не уменьшится в ответ на увеличение предложения, то будет избыток товара на рынке, а это увеличивает коммерческий риск. В зоне отсутствия риска с ростом цены прибыль будет увеличиваться, пока на товар находится покупатель. Поэтому оптимальным будет риск в точке рыночного равновесия. Это связано с тем, что покупатели, будучи не в состоянии получить нужное количество товара по данной цене, начинают предлагать более высокие цены, пока цена не достигнет своего равновесного значения. Обусловленное дефицитом товаров снижение риска непродолжительно. При увеличении спроса из-за роста доходов потребителей равновесная точка переходит вверх по кривой S. Равновесная цена растет, расширяется зона отсутствия риска и сужается зона повышенного риска. Падение спроса на товар увеличивает риск и уменьшает объем предложений (рис. 3.8).
Малая равновесная цена требует эффективной работы производителя, так как повышается вероятность нерентабельной работы и даже банкротства. Понижение предложения приводит к уменьшению риска и увеличению цены товара. Снижение цены товара увеличивает спроса и расширяет зону риска.