Индексы инфляции
Выручка от продажи R зависит от цены p и количества товара q:
, .
Производная выручки по объему продаж
,
где eQ=dlnp/dlnQ - эластичность цены по объему. Максимальной выручке отвечает eQ=-1 (нейтральный спрос на обыкновенный продукт). Если цена товара повышается, то эластичность спроса по модулю растет, а это означает рост риска для продавца, так как вероятность покупки снижается.
Эластичность спроса по цене тем выше, чем больше удельный вес расходов на данный товар в бюджете покупателя. Поэтому эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с высоким уровнем доходов меньше, чем у потребителей с низким уровнем. Эластичность спроса ниже на самые необходимые товары, а особенно низка - на те товары, потребление которых не может быть отложено.
Для многих товаров спрос более эластичен по цене для длительного периода времени. Покупателям нужно время для изменения своих привычек. Другая причина в том, что спрос на товар может быть связан с запасом другого товара, который изменяется очень медленно. Максимум выручки Rmax=3,06 достигается при цене и объеме p*=2,47 и q*=1,24. Эластичности спроса и предложения по цене
и .
Анализ и планирование издержек нужен в ситуациях, когда рост цен наталкивается на отсутствие денег у покупателей, присутствие иностранных товаров с низкими ценами, антиинфляционных меры государства. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке (q*, p*)=(1,92; 1,42), Ep*(D)=-0,63 и Ep*(S)=-0,74. Так как модули меньше 1, то спрос и предложение товара при равновесной цене неэластичны. Это означает, что изменение цены не ведет к резкому изменению спроса и предложения. Если продавать товар по меньшей цене, наклон кривой предложения уменьшится, а объем продаж увеличится. В этом случае можно потерять в прибыли с каждой единицы товара, но зато выиграть в общей ее сумме.
Выбор цены товара производителем включает (1) оценку спроса, (2) оценку издержек, (3) анализ цен товаров конкурентов, (4) учет внерыночного регулирования, основанного на субсидиях и дотациях. Устанавливая цену на товар, используют методы: анализ безубыточности, обеспечение целевой прибыли; выбор цены на основе ценности товара. При планировании объема продаж используют данные исследования рынка. В первую очередь делают прогноз продаж с учетом уровня спроса, условий реализации и конкуренции, способов продвижения продукции на рынок и методов моделирования спроса. Жизненный цикл продукта на рынке может быть представлен кривой, состоящей из трех фаз: 1 - рост, 3 - стабилизация, 3 - снижение продаж.
Таблица 3.7. Объем продаж на внутреннем рынке
Наименование |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Тостер |
7000 |
10500 |
14000 |
14000 |
7000 |
Кофемолка |
2500 |
4000 |
5000 |
2500 |
500 |