Понятие стратегического планирования
Стратегия - это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее целей.
Стратегическое планирование - это динамичный процесс определения миссии и целей организации, нахождения конкретных стратегий для выбора и приобретения нужных экономических ресурсов, их распределения и использования с целью обеспечения эффективной деятельности организации в обозримой перспективе.
Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по его достижению.
Стратегический план - основной вид плана. Разрабатывается на длительное время (3-7 лет с разбивкой по годам). Определяет цели развития предприятия и пути их достижения. Это комплексный план, научно обоснованный. Стратегический план отражает все виды деятельности предприятия.
Ключевыми элементами стратегического планирования являются:
определение целей;
разработка альтернатив, их реализация;
выбор оптимального варианта реализации стратегии;
программа реализации оптимального варианта.
Стратегический план включает ряд разделов и подразделов:
. основные направления деятельности предприятия;
. маркетинговый план;
. план производства и реализации продукции;
. план инновационной деятельности;
. план по труду и социальному развитию;
. план по себестоимости продукции и издержкам производства;
. план прибыли и рентабельности производства;
. план охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов;
. план внешнеэкономической деятельности.
Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
а) определение миссии предприятия - установление смысла существующего предприятия, его предназначение, роль и место в рыночной экономике;
б) формулирование целей и задач. Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих на предприятии;
в) оценку и анализ внешней среды - исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения предприятия. Этот анализ включает изучение влияния на предприятие таких компонентов как: состояние экономики, правовое регулирование, политика, покупатели, поставщики;
г) оценку и анализ внутренней среды - исследование, позволяющее определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Она исследуется по направлениям: исследование и разработка; производство; маркетинг;
д) разработка и анализ стратегических альтернатив. В нем принимаются решения о том, как предприятие будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию.
Стратегические цели - это цели деятельности организации, достигаемые к концу стратегического цикла - 1,5-3 года. Они устанавливаются в 4 сферах:
) доходы;
) работа с клиентами;
) потребности и благосостояние сотрудников;
) социальная ответственность.
Правильно сформулированные стратегические цели должны удовлетворять следующим требованиям:
быть достижимыми;
гибкими;
измеряемыми;
совместимыми с миссией;
приемлемыми для основных субъектов влияния;
функциональными;
избирательными;
должно быть большое количество;
реальными;
конкретными.
Стратегическому планированию свойственна система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к достижению поставленных целей (см. таблицу приложения 1).
Определение миссии и целей осуществляется руководством высшего звена организации, а их реализация - руководителями и исполнителями всех уровней.
Взаимосвязи элементов стратегического выбора имеют большое значение для осознания сложности процесса стратегического планирования и необходимости создания системы стратегического управления организацией, помогающей ей преодолеть эти трудности.
Динамичная природа организаций затрудняет применение одной специфической модели процесса стратегического планирования, но при разработке конкретной модели можно ориентироваться на ее общий вид.
Существуют и такие этапы стратегического планирования как:
оценка текущей стратегии;
анализ портфеля продукции;
выбор стратегии;
оценка выбранной стратегии;
разработка стратегического плана;
разработка системы бизнес-плана.
Текущий план является детализацией и уточнением стратегического плана на данный год. Текущий (тактический) план - составление и организация выполнения стратегического плана предприятием на срок до года. Он определяет тактику деятельности предприятия, разрабатывается по всем направлениям хозяйственной деятельности на 1 год. В нём отражаются изменения, которые учитываются в стратегическом плане.