Теоретические и нормативные основы внутренней диагностики компании
Говоря о среде компании выделяют внутреннюю и внешнюю. Внутренняя среда компании - это то, что находится внутри компании, ее организм, все то, что помогает компании функционировать.
Внутренняя среда организации состоит из подсистем, переменных, таких как управление компанией, кадровый состав компании, маркетинговая подсистема, финансовая, производственная, организационная. Конечно, данное разделение условно, в зависимости от вида компании может быть добавлен территориальный сегмент, сегмент выпускаемой продукции.
Внутренняя диагностика компании - деятельность, направленная на получение определенного результата. Результатом диагностики может быть определение конкретных управленческих мер, направленных на оптимизацию политики предприятия в области ценообразования, структуры сбыта, методов платежа, развития сбытовой сети, изменение внутренних документов, регулирующих деятельность компании, изменение способа контроля за выполнением работы кадровым составом.
В специальной литературе по менеджменту существует множество различных источников, характеризующих внутреннюю среду организации. Обратимся к тем, которые наиболее распространены на сегодняшний день и имеют непосредственное отношение к теме дипломной работы - внутренней среде крупной компании, действующий на территории российской Федерации.
В труде М. Мескона, М.Альберта, ф. Хедоури «Основы менеджмента», авторы представляют внутреннюю среду организации как набор составляющих - внутренние переменные или ситуативные факторы.
Авторы относят к набору таких составляющих: структуру, цели, задачи, людской фактор, технологию. Можно согласиться с авторами, которые относят цель к составляющей внутренней среды компании, однако цель - это некий конечный результат, который скорее находится вне внутренней и внешней среды компании, имеет не столь материальный характер, как и способности людей, интересы, стремления и потребности.
К тому же цель может носить, как внутренний, так и внешний характер. Например, целью компании может быть повышение профессионализма в компании и завоевание новых сегментов рынка.
Цель может быть поставлена и существовать в будущем или в итоге вообще не достигнута, следовательно вообще не существовать.
Целесообразно выделить в качестве составляющей внутренней среды не цель, а функцию целеполагания, т.е. действие по достижению цели.
В связи с этим, в качестве реальных элементов внутренней среды компании можно выделить: структуру, функции, технологии, персонал. Каждый из них может быть объектом управленческого воздействия, предполагающего совершенствование данной переменной .