Функциональные стратегии: типы и общая характеристика
Функциональная стратегия - тип обеспечивающей стратегии в
стратегическом наборе, который определяет стратегическую ориентацию определенной функциональной подсистемы управления предприятием, которая обеспечивает ей достижение поставленной цели, а также (при наличии взаимосвязанных обоснованных функциональных стратегий) управляемость процессами выполнения общих стратегий и миссии фирмы.
В зависимости от особенностей функционирования предприятия в большей или меньшей мере на предприятии могут разрабатываться следующие функциональные стратегии: маркетинговая, НИОКР, производственная, финансирования и др.
Маркетинговая стратегия. Для многих предприятий маркетинговая стратегия является важнейшей функциональной стратегией, поскольку она обеспечивает обоснованность рыночной направленности предприятия.
Маркетинговая стратегия - это стратегия промышленных предприятий, ориентированных на рыночные ценности.
В общем виде стратегия маркетинга состоит из четырех этапов:
. анализ соотношения "потребитель - товар";
2. определение общей маркетинговой стратегии в отдельных сегментах рынка;
. создание стратегий "marketing - mix" (своеобразного маркетингового "стратегического набора);
. совершенствование и контроль.
Маркетинговая стратегия имеет два основных ориентира - рынок и продукт.
Стратегия НИОКР - это стратегия создания и использования нововведений различного типа, что, в конечном итоге, и обеспечивает предприятию стратегическое развитие.
Стратегия НИОКР базируется на научно-технических прогнозах и формируется с учетом возможных технологических прорывов и открытий в различных областях в тот период, на который разрабатывается стратегия.
Производственная стратегия - существует в виде разработки и управления процессом создания необходимых для потребителей продуктов и услуг на предприятии.
Определение производственных стратегий связано со скоростью и масштабами изменений, которые необходимо произвести на предприятии.
Параметры, которые необходимо учитывать при определении производственной стратегии:
· объёмы продукции, которые необходимо обеспечить;
· масштабы производственного потенциала, уровень его гибкости;
· расхождения между существующими и необходимыми характеристиками производственных процессов для обеспечения выпуска продукции в соответствии со сформированным "портфелем";
· и т.д.
Производственная стратегия формируется с учетом следующих показателей:
· объёмы капитальных вложений, необходимые для совершения преобразований в производственном процессе;
· время, необходимое для своевременного перехода к выпуску новой продукции;
· оценка относительной потребительной стоимости существующей и новой продукции; и т.д.
Кроме указанных выше существуют следующие функциональные стратегии:
· стратегия управления персоналом;
· стратегия материально-технического обеспечения;
· стратегия развития общего управления