Формирование миссии и целей развития предприятия
Миссия (деловое кредо, "философия") предприятия - совокупность
общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль предприятия в обществе, взаимоотношения с другими социально-экономическими субъектами.
При формировании миссии необходимо учитывать не только внешнюю направленность, но и внутреннюю значимость. Миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она отражала текущие достижения и выражала будущие устремления организации, которые во внешней среде делают ее отличной от других подобных в плане качества и надежности. При этом миссия определяет стратегические ориентиры и показывает тактическое направление, которые, в свою очередь, являются своеобразным призывом и заданием для внутренней среды организации, играя существенную роль в процессе стратегического планирования и мотивации персонала.
Одну из наиболее точных формул миссии дает X. Виссема: "Миссия компании = Образ + Кредо". Согласно его формулировке, миссия представляет собой сочетание образа компании и ее кредо.
"Образ" направлен на формирование облика компании в представлении окружающих. Его основу составляют: репутация компании на рынке (текущие достижения), и имидж, который компания хочет обеспечить себе во внешнем мире (будущее стремление). Основное назначение образа заключается в ответе на вопрос: "Что это за организация?". Здесь, как правило, описываются такие понятия, как: сфера деятельности компании, основные товары и услуги, целевая аудитория, потребительские группы, географическое размещение деятельности.
"Кредо", в свою очередь, придает компании внутреннюю целостность и призвано повысить интерес сотрудников к достижению общекорпоративных целей. Оно выражает мировоззрение компании (стратегические ориентиры) и основные убеждения, взгляды (тактические направления). Кредо отвечает на вопрос: "К чему стремится организация?". Основной акцент здесь делается на: философию, систему ценностей, основу конкурентоспособности, внутреннюю культуру организации.
На основе этого формулируем миссию предприятия "Ливенская реклама".
"Ливенская реклама" - это российская профессиональная рекламная компания, которая стремится к тому, чтобы превратить информацию в реальную выгоду в интересах своих клиентов и сотрудников.
Образ компании формируется здесь из определения "профессиональная". В формулировке четко обозначена сфера деятельности - "рекламная компания", основные заинтересованные группы - "клиенты и сотрудники", географическое размещение деятельности - "российская". Кредо включает в себя: основу конкурентоспособности "превратить знания в реальную выгоду", и внутреннюю концепцию - "стремится к тому, чтобы.". Таким образом, из определения видно "Что это за организация?" и "К чему стремится организация?".
Сформулировав миссию, перейдем к целям предприятия. Цели, преследуемые тем или иным предприятием, носят индивидуальный характер и также зависят от таких факторов, как отраслевая принадлежность, тип предприятия, позиция на рынке, поставщики, источники сырья и т.д. Вместе с тем можно выделить ряд основополагающих внешних макроэкономических факторов, которые позволяют говорить о некоторых обобщающих принципах формулирования целей. Так, до недавнего времени, наиболее значимыми для подавляющего большинства предприятий были финансовые и маркетинговые цели, обусловленные переходом в рыночную экономику. Сегодня, когда мировая экономика вошла в период трансформации от индустриальной в инновационный уклад, перед предприятиями встают цели в области научных исследований и разработок. Глобализация бизнеса, в свою очередь, также вынуждает предприятия учитывать не только национальные, но и международные интересы.