Районное управление образованием как компонент муниципальной системы образования
§ непосредственное управление функционированием и развитием системы общего образования;
§ координационное управление функционированием и развитием системы профессионального образования.
Эти направления обуславливают необходимость создания для управления МСО двух управленческих структур.
Первая из них - муниципальный орган управления образованием - является обязательной структурой и в той или иной форме (отдела, управления и др.) существует в любом муниципальном образовании. Ее основные функции определяются компетенцией органов местного самоуправления в области образования, закрепленной Законом об образовании (п. 2 ст. 31), и включают:
§ планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности общеобразовательных учреждений;
§ обеспечение гражданам, проживающим на данной территории, возможности выбора общеобразовательного учреждения и др.
В крупных городах, сохраняющих административное деление, орган имеет разветвленную иерархическую структуру, включающую районные подразделения.
Вторая - координационная структура - необходима только в муниципальных образованиях, в которых существует развитая сеть профессиональных общеобразовательных учреждений, прежде всего, в крупных городах. Специфика такой структуры заключается в том, что она по самой своей сути является органом самоорганизации территориального сообщества (как муниципальная администрация в целом). Не имея рычагов прямого администрирования по отношению к субъектам самоуправления, она призвана обеспечить условия для их добровольного и заинтересованного участия в совместной деятельности по решению задач комплексного развития территории.
Координационная структура муниципальной системы образования должна выполнять комплекс специфических функций:
§ мониторинг и анализ потребностей производственной и социальной сфер города;
§ формирование социального заказа на профессиональное образование в интересах города;
§ создание условий для оптимального выполнения социального заказа города посредством образовательных услуг муниципальной системы образования;
§ мониторинг и анализ результатов деятельности муниципальной системы образования по удовлетворению кадровых потребностей города.
Таким образом, эта управленческая структура по существу выступает
посредником между социально-производственной и образовательной сферами района; координирует процесс удовлетворения потребностей района посредством образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями муниципальной системы образования. Иначе говоря, она выполняет две основные функции: посредническую и координационную.
Основными элементами муниципальной системы образования, согласно ее определению, являются образовательные учреждения, находящиеся на территории местного самоуправления, со всем их материально-техническим оснащением; управленческие структуры муниципальной администрации, занимающиеся проблемами образования, а также работники этой сферы и потребители образовательных услуг - обучающиеся, проживающие в данный период времени на данной территории.
В каждом конкретном регионе или населенном пункте система образования страны репрезентирована определенным количеством общеобразовательных учреждений разного уровня образования. При этом могут быть представлены далеко не все потенциально возможные их типы и виды, что обусловлено многими причинами: культурными традициями территории, ее демографическими особенностями, уровнем развития производственной сферы в прошлом или в настоящем и др.
Таблица 1. Сопоставительный анализ основных функций управленческой деятельности в области образования субъекта РФ и органов местного самоуправления
Субъект РФ |
Органы местного самоуправления |
Определение региональной политики в области образования; |
Осуществление государственной политики в области образования; |
Разработка законодательства субъекта РФ в области образования и контроль исполнения государственного законодательства; |
Нормативное регулирование в пределах своей компетенции; |
Административное управление в области образования |
Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности в области образования |