Понятие и виды социальных инноваций
Рисунок 1 - Элементы процесса социальной инновации
Период от возникновения до практического применения представляет собой «инновационный цикл» продолжительность которого может варьировать в зависимости от социально-экономических (дефицит финансирования нововведения, недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы) и психологических факторов (психологические барьеры информационного или мировоззренческого плана, консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем).
Субъектом социальных нововведений выступают инноваторы. которых можно классифицировать по ряду оснований (табл. 1).
Таблица 1. Классификация инноваторов
Классификационный признак |
Виды инноваторов |
По типу инновационной деятельности |
· создатели - авторы идеи и ее популяризаторы · реализаторы - авторы технологического процесса освоения и внедрения новшества |
По отношению к основной специальности |
· профессионалы · самодеятельные инноваторы |
По количеству участвующих |
· коллективные инноваторы · индивидуальные инноваторы |
По предмету инновационной деятельности |
· разработчики новых материальных продуктов · разработчики новых технологий и методов деятельности · разработчики новых социальных норм и отношений |
Основной целью инновационной деятельности в социальной сфере компании является:
- решение социальных проблем организации;
- формирование сбалансированного функционирования компании в условиях нестабильной экономической среды;
- развитие организационной культуры фирмы;
- повышение качества трудовой жизни персонала за счет более полного удовлетворения потребностей сотрудников;
- модернизация системы социальных отношений, как с сотрудниками компании, так и с внешними субъектами стратегического взаимодействия;
- повышение уровня социальной ответственности организации и др.
Выделяют следующие области инноваций в социальной сфере организаций:
· совершенствование и создание методов управления и лидерства;
· улучшение рабочей атмосферы, мотивации и систем информирования;
· вовлечение рядовых сотрудников и партнёров к управлению фирмой;
· внедрение усовершенствованных систем обучения и адаптации персонала;
· улучшение социальных условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда;
· разработка технологий управления организационным поведением работников;
· формирование условий для развития креативного мышления персонала организации;
· развитие системы отношений с субъектами внешнего взаимодействия;
· совершенствование процессов и систем управления социальными инновациями в организации.
Исходя из этого социальные инновации могут быть достаточно разнообразными, что связано с вариативностью факторов их определяющих и специфики социальных процессов. Для классификации социальных инноваций можно выделить следующие признаки:
Таблица 2. Классификация социальных инноваций
Классификационный признак |
Вид социальной инновации |
По степени охвата социальных факторов |
· комплексные · локальные |
По сферам общественной жизни |
· политические · экономические · инновации в культурно-духовной сфере · инновации в социальной сфере |
По периоду реализации |
· стратегические · тактические |
По составляющим социальной сферы организации |
· персонал · условия труда · организационная культура · социальная инфраструктура и т.д. |
В зависимости от среды реализации |
· внутренние · внешние |
По форме реализации |
· вещественные · организационные · культурные |