Зарубежный опыт управления социальными инновациями
Третий подход опирается на концепцию преданности организации, что приводит к созданию поведенческой модели организации. В данном случае степень вовлечения работников в ее деятельность такова, что они идентифицируются с организацией. Экономические отношения между работником и работодателем подкрепляются трудовыми договорами, в которых определяется величина оплаты труда, а также ответственность и ограничения за злоупотребление властью. При этом оговариваются и психологические факторы, например, добросовестность работника, личные ценности и ценности фирмы, определенность задания, его зависимость от исполнения, индивидуальные и групповые отношения и т.д. Такое сочетание экономических и психологических параметров имеет целью включить в обязанности работника ответственность за результаты исполнения в обстановке высокого доверия к нему. Если управленческая философия организации заключается в обеспечении добросовестного ежедневного труда за определенную плату, то это предполагает инвестирование в развитие рабочих.
Таким образом, американская модель направлена на приспособление к внешним обстоятельствам, изменение которых ведет к изменению деятельности организации в целом. В японской модели управления важнейшие механизмы изменений связаны с внутренними механизмами размещения рабочей силы. Сопоставление данных моделей приведено в таблице 3.
Таблица 3 Подходы к управлению социальными инновациями
Подход |
Американская модель |
Японская модель |
Подход «человеческий капитал» |
Малые вложения в обучение. Сотрудника легче «купить». Обучение конкретным навыкам. Формализованная оценка |
Крупные вложения в обучение. Сотрудника нужно «растить». Общее обучение. Неформализованная оценка |
Подход «рынок трудовых ресурсов» |
На первом месте внешние факторы. Краткосрочный наем. Специализированная лестница продвижения |
На первом месте внутренние факторы. Долгосрочный наем. Неспециализированная лестница продвижения |
Подход «преданность организации» |
Прямые контракты по найму. Внешние стимулы. Индивидуальные рабочие задания. Жесткая модель служебной карьеры |
Подразумеваемые контракты. Внутренние стимулы. Групповая ориентация в работе. Сложная лестница продвижения («змея») |