Российский опыт управления социальными инновациями
Таким образом, для наиболее эффективного управления социальными инновациями на российских предприятиях представляется целесообразным использовать лучшие достижения как западного, так и японского менеджмента на основе их оптимального сочетания. Это связано с тем, что:
- Россия находится на стыке цивилизаций, поэтому она может воспринять наиболее рациональные черты и западной и восточной культур управления.
- В общественном сознании населения Японии и России в настоящее время осуществляется переход от коллективных ценностей к индивидуальным.
- Японский стиль управления активно изучается, адаптируется и заимствуется, находя применение в деятельности многих компаний за пределами Японии, особенно в промышленно развитых странах, таких как США и страны Западной Европы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в условиях рыночной экономики, для повышения ее эффективности, роста конкурентоспособности должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения, которые затрагивают и социальную сферу отношений, и определяются учеными как социальные инновации. Зачастую импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере дает неразрешенность тех или иных социальных проблем.
Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь связано с многообразием явлений социальной жизни. Для современных условий характерны следующие тенденции развития социальных инноваций:
- развитие социального предпринимательства, проявляющегося в развитии методов и технологий источников открытого доступа;
- появлению инновационных социальных технологий или технология управления;
- внедрение инноваций в сфере государственных услуг;
- развитие механизмов социального управления, обеспечивающих мотивацию человека не только к труду, но и к самостоятельности, к творчеству;
- новая формулировка проблемы профессиональной успешности и соответственно новой системы отбора, переобучения и социальной адаптации работника.
Управление социальными инновациями предполагает необходимость проведения комплекса взаимосвязанных изменений в следующих элементах внутренней структуры организации: цели организации, структура, задачи и технологии, персонал. Эффект изменений, а также форма реакции может проявляться по-разному и в большей степени зависит от того, как работники организации воспринимают проводимые изменения. Мотивированность людей к принятию данных изменений можно достигнуть убеждением подчиненных, что изменение выгодно как организации, так и им лично.
Анализ отечественного и зарубежного опыта управления социальными инновациями позволяет сделать вывод о том, что в целом они опираются на следующие подходы теории управления: подход «человеческий капитал», подход «рынок трудовых ресурсов», подход «преданность организации». Однако реализация данных подходов в различных странах имеет свои особенности. В частности, американская модель направлена на приспособление к внешним обстоятельствам, изменение которых ведет к изменению деятельности организации в целом. В японской модели управления важнейшие механизмы изменений связаны с внутренними механизмами размещения рабочей силы. Российская модель сочетает в себе черты американской и японской, однако в большей степени ориентирована на американскую. Одновременно российская модель управления социальными инновациями имеет и специфические проблемы, в числе которых максимизация интересов собственников предприятия в ущерб народохозяйственным, протекционизм и семейственность в подборе кадров, использование лоббизма и фракционизма в органах управления.
Таким образом, социальные инновации представляют собой явление, характерное для всех хозяйствующих субъектов, действующих в современных условиях. Эффективность управления социальными инновациями во многом определяется уровнем мотивации коллектива организации к проводимым преобразованиям.