Сущность бизнес-плана
. Меморандум конфиденциальности
Меморандум конфиденциальности (1 страница) составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. Часто бизнес-планы имеют грифы секретности, ограничивающие круг потенциальных читателей. В данном разделе указываются также разработчики проекта и их квалификация [7].
. Описание предприятия и отрасли
Описание предприятия и отрасли имеет целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта.
Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:
название предприятия и его организационно-правовая форма;
юридический и почтовый адрес;
краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, занимая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время);
учредители и распределение капитала между ними;
уставный капитал предприятия;
организационная структура предприятия;
дочерние предприятия (данные о предприятиях, доля которых равна или более 51%);
состав звена управления (сведения о руководителях: занимаемая должность, Ф.И.О., возраст, образование, опыт работы) и персонал предприятия и его структура;
структура активов (основной и оборотный капитал, характеристика материальных ресурсов: зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры, оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного строительства, материальных запасов);
описание текущего финансового состояния предприятия, анализ баланса;
специализация предприятия, объем выпускаемой продукции, доля экспорта;
доля рынка продукции, представляемой предприятием;
потребители продукции предприятия, их местонахождение и объемы потребления;
позиционный анализ (качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификация персонала, месторасположение источников энергии и поставщиков материалов и комплектующих и т.д.);
· при необходимости - согласие местных органов власти на реализацию проекта [8].
. Описание продукции
В данном разделе необходимо дать краткое содержательное описания потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке.
Рекомендуется следующая схема описания продукции (услуг):
· наименование изделия и его спецификация;
· функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначена продукция);
· основные технические, эстетические и другие характеристики продукции;
· показатели технологичности и универсальности продукции;
· соответствие стандартам и нормативам;
· стоимостная характеристика;
· стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, серийное производство);
· требования к продукции (к контролю качества, подготовке пользователей, обслуживанию);
· возможности дальнейшего развития продукта;
· сведения о патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собственности;
· структура выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях в настоящее время;
· перечень продукции, выпускаемой за последние 10 лет, но снятой с производства;
· концепция развития продукции следующих поколений;
· условия поставки продукции;
· преимущества продукции перед аналогами;
· экспортные возможности продукции [9].
. Маркетинг-план
В данном разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта продукции (услуг) промышленного предприятия с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку изучение существующего рынка и формирование уровня и структуры спроса на продукцию определяет результаты реализации инвестиционного проекта.
Результаты исследования рынка являются также базой для разработки долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия и определяют его потребности в материальных, людских и денежных ресурсах.
Раздел состоит из нескольких частей.
Первая часть предполагает описание существующей ситуации на рынке: структуры рынка, конкуренции других поставщиков аналогичной продукции или ее заменяющей продукцией, эластичности спроса по ценам, реакции рынка на социально-экономические процессы, каналов распределения продукции, темпов роста потребления и т.д