Целевое начало организации, понятие цели
Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях.
Не смотря на то, что данная работа освещает вопросы, рассматривающие цели организации, мы коротко уделим внимания и миссии организации, так как без неё рассмотренный вопрос о целях организации будет неполным.
Существуют широкое и узкое понимания миссии.
В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. В философии организации проявляются ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. То есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Миссия - понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она: а) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач; б) создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели; в) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; г) вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).
Например, если рассматривать миссию коммерческой организации направленной на производство и (или) реализацию товара (продукта), то целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. В данном случае, основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно, учитываются при определении ее предназначения, являются: собственники организации; сотрудники организации; покупатели товара (продукта) организации; деловые партнеры организации; местное сообщество и общество в целом. Миссия организации в большей или меньшей мере отражает интересы всех шести вышеназванных групп людей.
Миссия не несёт в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее.
Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым должна стремиться организация, фиксируются в виде ее целей.
Рисунок. 1 Основные цели организации
Осуществляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей - выживания, роста, доходности (рис. 1).