Особенности внедрения и развития TQM в России
2. Создание и поддержание корпоративной культуры качества на предприятии. Реализация функций первой группы подразумевает определение базовых ценностей качества на предприятии; выбор методов формирования и постоянного развития выделенных ценностей у руководителей и других сотрудников предприятия, в том числе и потенциальных; развитие в данном контексте взаимовыгодных отношений с образовательными учреждениями, являющимися одним из поставщиков квалифицированных кадров для предприятия.
К основным ценностям, которые должны поддерживаться большинством сотрудников предприятия, относят
обязательность понимания и реализации миссии предприятия, поставленных целей и задач (в том числе в области качества) на всех уровнях управления, всеми сотрудниками предприятия;
ориентацию на требования и ожидания потребителей (внешних и внутренних) и других заинтересованных сторон в деятельности предприятия;
восприятие качества производимой продукции как одного из важнейших конкурентных преимуществ данного предприятия и безусловный мотивационный приоритет качества продукции над количеством;
соблюдение принятых правил реализации и управления процессами, выделенными в СМК предприятия;
формирование культуры лидерства во всех подразделениях и службах предприятия;
добросовестное отношение к выполняемым работам и производимому продукту на каждом рабочем месте;
понимание важности группового решения проблем качества;
склонность к инновациям и изменениям в деятельности предприятия
. Формирование социальной структуры и обеспечение социально-психологической поддержки сотрудникам предприятия.
Реализация функций второй группы в системе управления персоналом подразумевает
адаптацию вновь поступивших на предприятие сотрудников к нормам и правилам производства, в том числе и к нормам, касающимся качества производимой продукции или услуги;
обеспечение персонала надлежащими производственными и бытовыми условиями, формирование социальной инфраструктуры предприятия;
реализацию программ социального развития предприятия, направленных прежде всего на оказание помощи отдельным категориям социально незащищенных работников, и пр.;
обеспечение коррекционного воздействия на социально-психологический климат в коллективе, устранение внутренних конфликтов, стресса, неизбежных при трансформации деятельности предприятия в условиях внедрения новых ценностей TQM;
формирование и развитие системы мотивации персонала, в том числе и мотивации на производство качественного продукта, сокращение времени производственного цикла и производственных издержек;
обеспечение взаимосвязи принятой системы материального и морального стимулирования персонала с системой оценки результативности труда и процессов системы менеджмента качества
. Формирование системы оперативно-кадрового управления персоналом предприятия.
Реализация функций третьей группы подразумевает:
нормирование труда и численности различных категорий персонала, обеспечивающих производство продукции, соответствующей требованиям потребителя, в количестве, удовлетворяющем реально существующий спрос на рынке;