Классификация целей и требования, предъявляемые к целям
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что: а) цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения; б) цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.
Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая свои цели, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом. Наглядно влияние иерархии целей на остальную классификацию представлено на рис. 2.
Рисунок. 2 Зависимость критериев классификации целей организации от иерархии целей на примере «дерева» целей
Таким образом, мы видим что, как и говорилось в подпункте 1.1 главы 1, миссия
отражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальные отличия от других, имидж, философию, взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, ценности, культуру, социальную ответственность перед обществом и своими работниками, позиции в отношении разных социальных групп. Например, формулировка миссии известной западной компании «Форд» гласит: «Удовлетворять наших клиентов, производя качественные легковые автомобили и грузовики, разрабатывая новые продукты, сокращая время вывода новых моделей на рынок, улучшая производительность всех наших заводов и совершенствуя процессы производства, налаживая контакты со служащими нашей фирмы, а также с профсоюзами, дилерами и поставщиками».
Генеральная цель некоммерческой организации, в принципе, совпадает с миссией, в тоже время, генеральная цель любой коммерческой организации состоит в получении прибыли, поэтому с миссией совпадать не может. Данная цель является глобальной, общеорганизационной, сложной и долгосрочной.
Общие (стратегические) цели, которых обычно бывает от 4 до 6, отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией миссии и являются общими, общеорганизационными, долгосрочными или среднесрочными, дополняющими друг друга, направленными на достижение главной (глобальной) цели. Они могут быть интегральными, т.е. направленными на решение общих задач, например достижение устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выхода на внешние рынки и т. п. и функциональными, т.е. связанными с отдельными конкретными сторонами работы организации - финансами, маркетингом, кадровой работой и являющимися заданиями для соответствующих служб.
Тактические (специфические) цели (цели первого уровня развертывания) отражают состояние основных организационных подсистем и основываются на стратегических. Они разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации общих целей. Обычно они могут быть средне- и краткосрочными и обязательно выражаются в количественных показателях, что позволяет им служить основой планов. Специфические цели бывают операционными (отдельного работника) и оперативными (подразделения).
Как видно из рисунка 2, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются конкретизацией и детализацией долгосрочных целей. Они «подчинены» им и определяют деятельность организации в краткосрочной перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей.
Именно через достижение краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.
Однако при существующей классификации целей организации не следует забывать о несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять цели, так:
а) цели должны быть достижимыми. Они не должны быть слишком легкими для достижения и сверхтяжёлыми (недостижимыми), что может привести к потере ими ориентира и очень негативно сказаться на деятельности организации.
б) цели должны быть гибкими. Они должны быть легко корректируемыми в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.