Межличностные конфликты в организации причины и мотивы возникновения
В процессе взаимодействия людей происходит постоянное соприкосновение их ценностей, интересов, взглядов, мотивов, психологических особенностей и других характеристик, составляющих ядро индивидуальности той или иной личности. Различия в данных показателях зачастую лежат в основании возникновения конфликтов, как в личной, так и профессиональной сферах жизни.
В результате профессиональных конфликтов нарушается общий эмоциональный фон, снижается трудоспособность и результативность деятельности организации в целом. Именно поэтому проблема возникновения конфликтов в организации, поиска путей оптимизации взаимодействия и выхода из конфликтов между сотрудниками является очень актуальной. Конструктивное взаимодействие, основанное на партнерстве, взаимопонимании и работе на общий результат существенно сказывается на эффективности организации и ее конкурентоспособности. Необходимо особо отметить роль руководителя организации в создании условий для развития такого взаимодействия в коллективе [20].
Теоретическое исследование данной проблемы осуществлялось многочисленными зарубежными и российскими исследователями в рамках таких научных дисциплин как социология, психология, конфликтология, менеджмент, теория организации, психология управления и т.д. Так, среди социологов изучением природы конфликта занимались Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер, И.Д. Ладанов, К.А. Радугин. В рамках психологии в исследование конфликта внесли свой вклад М. Шериф, Д. Рапопорт, Р. Доз, Л. Томпсон, К. Томас, М. Дойч, Д. Скотт, 3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей, Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер, Ф. Хайдер, Д.П. Кайдалов, Е.И. Суименко, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.Г. Казаков, А.А. Ершов и многие другие.
Цель работы
- изучить специфику межличностных конфликтов в организации.
Задачи работы
:
1. изучить специфические особенности конфликтов в организациях;
2. проанализировать причины возникновения конфликтных ситуаций в организациях;
. рассмотреть мотивы возникновения конфликтов;
. изучить особенности мотивационно-потребностной сферы личности и выявить их влияние на выбор стратегии поведения в конфликте.
Объект исследования:
влияние мотивационно-потребностной сферы личности на поведение субъекта в конфликте.
Предмет исследования:
степень удовлетворенности основных потребностей и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Гипотеза:
В процессе взаимодействия между людьми на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации оказывает существенное влияние степень удовлетворенности основных потребностей.
Методы исследования:
эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы (аналитический, гипотетико-обобщающий методы).
Выборка исследования:
сотрудники строительной компании в количестве 30 человек (мужчины). Возраст от 24 до 35 лет.
Общее понятие конфликта, его разновидности
- Конфликт как форма взаимодействия, виды конфликтов их особенности
- Специфика конфликтного взаимодействия в организациях
- Причины возникновения конфликтов в организации
- Мотивы возникновения конфликтов
- Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
- Построение и организация эксперимента
- Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (Приложение 3).
- Процедура эксперимента