Базовые показатели оценки эффективности использования ресурсов
Для понимания стратегических возможностей предприятия необходим анализ применяемых способов разработки, производства продукции и выведения ее на рынок. Надо всегда помнить, что уровень оценки покупателя продукта определяется тем, как выполняются все эти три этапа.
Цепочка создания стоимости представлена, где видно разграничение областей основной и вспомогательной деятельности.
Основную деятельность можно сгруппировать в четыре области:
Входящие поставки. Получение, хранение и распределение входящих материальных ресурсов.
Производство. Операции по превращению входящих ресурсов в готовый продукт (или услугу): обработка, переработка, контроль качества, перемещение и т.д.
Вспомогательная деятельность: основные фонды, управление персоналом, технологические разработки, материально-техническое обеспечение
Основная деятельность: входящие поставки, производство, исходящие поставки (сбыт).
Исходящие поставки. Распределение продукта покупателям: хранение, погрузка в автомашины, разгрузка готовой продукции в торговых точках.
Маркетинг и продажи. Ознакомление покупателей с продукцией (услугой) - включает все аспекты маркетинговой деятельности.
Значительную долю - не менее 50% общепроизводственных и менее 20% общехозяйственных расходов - составляют затраты (текущий ремонт оборудования, зданий, сооружений, эффектность которого зачастую бывает невелика. Функции вспомогательной деятельности можно сгруппированных в четыре области:
Материально-техническое обеспечение. Процесс приобретения ресурсов (заказ, оплата, доставка и т.д.) - компонентов производственного процесса.
Технологические разработки. Деятельность, непосредственно связанная с созданием стоимости, - работа по обеспечению выпуска стандартной продукции, разработка новых видов изделий, их производство, потоки сырья, материалов.
Управление персоналом. Набор, подготовка, повышение квалификации и стимулирование работников.
Основные фонды. Включают здания, сооружение, оборудование, транспорт и т.д.
При проведении анализа внутренних ресурсов, необходимо проанализировать степень полноты их использования. Это можно слать через показатели эффективности:
Прибыль
Оборотный капитал и материалоемкость
Использование мощностей
Производительность труда
Эффективность
Использование капитала
Использование персонала
Использование финансовых систем
Использование ресурсов маркетинга
Показатели эффективности использования ресурсов
Показатели эффективности применяются тогда, когда надо убедиться - используются ли ресурсы предприятия по целевому назначению. Отметим несколько основных показателей эффективности.
Использование капитала
Анализ включает такие вопросы, как динамика структуры капитала предприятия, размеры прибыли, степень сложности получения средств для запланированных инвестиций.
Использование персонала
Анализируются такие области, как гибкость использования трудовых ресурсов (особенно в условиях неполной загрузки оборудования, системы оплаты труда, организация труда рабочих, эффективность руководства в критические моменты, уровень согласованности работников разных служб и подразделений. Использование финансовых систем
Исследование включает определение соответствия требованиям стратегии системы калькулирования затрат, способов составления смет, методов оценки эффективности инвестиций. В определении стратегических возможностей предприятия важную роль играет анализ финансовых показателей. При этом определяющим является оценка воздействия финансовых коэффициентов на деятельность предприятия, а не сам расчет их.
Использование ресурсов маркетинга
Конкретные показатели могут включать расходы на рекламу в процентах от оборота, объем продаж на одного работника, затраты на реализацию продукции в процентах от оборота, долю крупных торговых точек, постоянство круга покупателей, соотношение между долей приходящих и уходящих торговых точек. На примере маркетинга хорошо видно влияние внешней среды на внутреннюю жизнь предприятия и роль стратегического управления бизнес-процессами. Стратегической целью руководства предприятия является резкое улучшение ключевых показателей его деятельности (например, максимизация прибыли). Это - реально управляемая система. Ей противостоит реально неуправляемая система - потребительский рынок, то есть совокупность всех потенциальных потребителей продукции предприятия, каждый из которых имеет свой собственный критерий полезности покупок. Обе системы находятся на рынке и тесно взаимосвязаны, при этом реакцию неуправляемой системы (клиентов) в определенной степени формирует управляемая система (стратегия предприятия). В простейшем случае, когда не учитываются интересы партнеров и конкурентов предприятия, роль государства и особенности отдельных сегментов рынка, происходит как бы игра двух лиц. Первый игрок - предприятие, второй - объединенный потребительский рынок. Предприятие делает первый ход (определяет управленческую стратегию), а совокупность ответов потребителей определяет реакцию рынка на его политику. С учетом обратной связи делается поправка в разработанные стратегии предприятия и проводятся соответствующие тактические изменения. Рынок вновь реагирует на эти изменения и т.д. Таким образом, стратегический менеджмент представляет собой непрерывный процесс изменения политики предприятия в зависимости от конъюнктуры рынка и полученных результатов предыдущих решений.