Формирование портфеля новшеств
Целевая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из двух компонентов: формирование портфеля новшеств; формирование портфеля инноваций.
Формирование портфеля новшеств содержит научные разработки, изобретения, патенты, ноу-хау и другие новшества. Новшества бывают покупными, собственной разработки, могут накапливаться в собственном фонде, внедряться в собственном производстве или продаваться.
Портфель новшеств должен наполняться преимущественно своими наукоемкими разработками, изобретениями, патентами, эффективными ноу-хау и другими радикальными новшествами.
Новшества могут быть, с одной стороны, как покупными, так и собственной разработки, с другой - накапливаться в собственном фонде, внедряться (то есть переходить в инновацию) в собственном производстве либо продаваться.
На основе результатов анализа конкурентоспособности товаров, финансового, технического, социального, организационного состояния инновационной организации, ее конкурентных преимуществ формируется политика функционирования и комплексного развития организации.
Политика организации - генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством организации в какой-либо области деятельности (технической, экономической, социальной, внешнеэкономической и т. д.). Вопросы формирования политик рассматриваются в курсе "Стратегический менеджмент". Стержнем любой политики является внедрение новшеств, т. е. инновации.
Целью инновационной деятельности, особенно инновационного предпринимательства, является получение результата путем введения инноваций. Для определения сферы инновационной деятельности введем следующие обозначения, характеризующие основные стратегии (цели) инновационной организации:
К- повышение качества выпускаемого товара. Стратегия ведет к увеличению прибыли организации, но со значительным риском;
Ц - снижение цены товара при сохранении без изменения остальных стратегий. Эта стратегия направлена на более прочное завоевание рынка, реализацию уже изготовленного товара, реализацию уже освоенных технологий. Стратегия ведет, как правило, к уменьшению прибыли организации;
С - снижение себестоимости выпускаемого товара за счет освоения новых технологий, новых методов организации производства и труда, менеджмента. Стратегия ведет, как правило, к увеличению прибыли организации; - увеличение программы производства товара (объема продаж) для того же рынка без изменения остальных стратегий. Стратегия ведет к увеличению прибыли за счет использования эффекта масштаба;
Р - освоение нового рынка сбыта для старого или нового товара. Стратегия ведет, как правило, к увеличению прибыли организации.
Для осуществления перечисленных стратегий организации необходимы инновации.
В зависимости от стратегий или целей организации возможны различные их сочетания. Введем дополнительные обозначения:
- индекс, характеризующий неизменность стратегии (старый вариант);
- индекс, характеризующий обновление стратегии (новый вариант).
Например, повышение К, снижение удельной Ц, снижение С, рост V, расширение существующего или освоение нового Р. Принимаем, что: при сохранении качества товара затраты у потребителя не изменяются; при повышении качества затраты у потребителя снижаются (более высокими темпами, чем растут затраты у изготовителя); ввод нового товара.
На основе изобретений ведет к повышению качества и снижению себестоимости товара. На основе установленного в табл. 1 влияния инноваций на стратегии организации и дополнительно принятых условий можно сформулировать наиболее характерные типы воспроизводства товаров организации (табл. 2).
Таблица 1
Виды инноваций, необходимых для реализации стратегий организации
Основные виды инноваций, необходимых для реализации стратегии организации |
Основные стратегии организации | ||||
К |
Ч |
С |
V |
Р | |
1. Создание совершенно нового товара на основе изобретений |
+ |
+ |
+ | ||
2. Совершенствование выпускаемого товара на основе ноу-хау |
+ | ||||
3. Внедрение новой технологии на основе изобретений |
+ | ||||
4. Совершенствование действующей технологии на основе ноу-хау |
+ | ||||
5. Совершенствование организации производства на основе ноу-хау |
+ | ||||
6. Совершенствование организации труда на основе ноу-хау |
+ | ||||
7. Формирование или совершенствование системы менеджмента |
+ |
+ |
+ |
+ | |
8. Улучшение качества "входа" организации (сырья, материалов, комплектующих и т. д.) |
+ | ||||
9. Совершенствование взаимодействия с внешней средой организации |
+ |
+ | |||
10. Совершенствование функций тактического маркетинга (рекламы, системы стимулирования продвижения товара |
+ | ||||
11. Повышение качества сервиса товара у потребителя |
+ | ||||
12. Расширение существующего рынка товаров организации |
+ |
+ | |||
13. Освоение нового рынка |
+ |