Научно-методологические подходы к эффективности управления
Оценка - это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель.
На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления.
Оценка эффективности может производиться по следующим направлениям:
· достижение цели;
· качество функционирования;
· экономичность;
· изменение в качестве рабочей силы;
· внешние и внутренние социально-экономические условия.
Можно дать оценку эффективности управления, опираясь на экономические показатели величины ресурсов и экономического итога деятельности фирмы за определенный промежуток времени.
Очень популярной в последнее время становится оценка эффективности по критериям динамики развития в фирме тенденций производительности. В этом случае в качестве результата управления рассматриваются темпы роста производительности, качество труда, инновационный потенциал фирмы.
Результат управления можно рассматривать как непосредственный и опосредованный, конечный. Непосредственным результатом управления или действия менеджера является управленческое решение. Но этот результат трудно оценить и выделить в качестве некоего показателя, поэтому следует оценивать данный фактор путем тестирования. Там, где существует такая установка в организации управления, осуществляется анализ, диагностика и проектирование управления, и они лежат в основе его совершенствования (рис. 2). Развитие управления должно сопровождаться повышением его эффективности. (29, 168)
Для обеспечения эффективности менеджмента необходимо учитывать все ее факторы. Но это можно сделать только тогда, когда эти факторы систематизированы и выделены основные и определяющие.
Факторы эффективности разнообразны и могут быть представлены в различных ракурсах. Вообще, устойчивый и долгосрочный эффект может дать только анализ, диагностика и проектирование методологии и организации менеджмента, а не слепое использование рецептов. При этом рецепты не исключаются, а проверяются, заменяются и формируются.
Для обеспечения внутренней эффективности менеджмента надо учитывать три группы факторов, которые являются основными: использование ресурсов, получение результата, соответствующего движению к цели, фактор времени.
Использование ресурсов проявляется в их структуре, качестве и возможностях сбалансированного пополнения. Для обеспечения эффективности менеджмента необходима экономия ресурсов.
Результат управленческой деятельности материализуется и обнаруживает себя в конечном результате функционирования организации - продукте, услуге, прибыли. Однако можно и необходимо для понимания эффективности менеджмента говорить и о непосредственном результате менеджмента и его соответствии цели.
Непосредственный результат менеджмента обнаруживает себя в характеристиках управленческого решения, в оценке того, в какой мере решение согласует деятельность людей и направляет ее на достижение цели. Исходя из этого, эффективность менеджмента определяется факторами целеустановки (качество цели), стратегии, качества управленческого решения, удовлетворяемой потребности.
Фактор времени находит свое выражение в своевременности решений, экономии времени на их разработку, использовании прогрессивных технологий, потенциале и производительности персонала.