Методы исследования эффективности системы управления
Анализ конкурентоспособности системы управления проводится согласно следующему алгоритму:
характеристика объекта исследования;
определение критериев и формирование группы показателей, используемых для оценки конкурентоспособности системы управления объекта исследования;
формирование информационной базы (исходных данных);
расчет выделенных показателей предприятия в динамике;
экспертная оценка составляющих конкурентоспособности
системы управления объекта исследования;
определение обобщающих показателей по каждому критерию в динамике;
определение комплексного показателя конкурентоспособности системы управления по выделенным аспектам в динамике;
Представленная классификация показателей позволяет системно и комплексно анализировать результаты производственной, коммерческой, финансовой, бухгалтерской, маркетинговой и управленческой деятельности; выявлять проблемы эффективного использования возможностей предприятия, а также оценивать способность системы организации удовлетворять конкретные потребности внутренней и внешней среды предприятия, устанавливая влияние наиболее важных характеристик работы на конечные результаты.
В практике рыночной конкуренции, где каждый самостоятельный товаропроизводитель стремиться к тому, чтобы по всем показателям деятельности выглядеть лучше своего конкурента, используется подход, основанный на сравнении положения предприятия в динамике. По результатам расчета показателей, характеризующих конкурентоспособность системы управления и проведенного анализа, проводится оценка уровня конкурентоспособности предприятия в динамике.
Оценка проводится при помощи экспертных оценок показателей каждого критерия, характеризующего уровень конкурентоспособности систем управления анализируемого предприятия.
При оценке конкурентоспособности управления, используется следующая шкала оценок (Аi):
1 - система управления в очень плохом положении;
- система управления в плохом положении, без надежды на улучшение;
- система управления в сложном положении, но улучшения намечаются;
- система управления работает устойчиво, имеются перспективы развития;
- система управления в отличном положении, динамично развивается.
Каждый из рассматриваемых показателей неодинаково влияет на конкурентоспособность предприятия, т.е. каждый показатель имеет определенный вес. Исходя из того, что значение коэффициента весомости (gi) изменяется от 0 до 100% для оперативности расчетов значения этого показателя используется в долях.
Все показатели предложенной методики анализа и оценки конкурентоспособности системы управления необходимы в управлении, прежде всего, для эффективного контроля за производственным процессом и сбытом продукции, финансовым состоянием предприятия, а также для обоснования и принятия управленческих решений (особенно текущего характера).
Таким образом, если конкурентоспособность выпускаемой предприятием продукции достигнута, то это благодаря конкурентоспособной системе управления. Отсюда следует, что конкурентоспособность предприятия может рассматриваться в двух направлениях. С одной стороны, это показатели конкурентоспособности выпускаемой продукции, полученной в результате управляющего воздействия. С другой стороны это показатели конкурентоспособности самого процесса управления и управляющей системы. (17, 3 - 21)
Исследование систем управления - главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер.
Исследование помогает глубже понять проблему и, следовательно, найти наиболее эффективное ее решение. Для современного управления исследование - важная характеристика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать и осваивать навыки исследовательской деятельности.
Анализ и оценка эффективности системы управления предприятием
Краткая организационно-правовая характеристика и оценка деятельности предприятия ООО «ДИКСИС МАРКЕТ»
ЗАО «Беталинк» является торговой организацией, осуществляющей свою хозяйственную деятельность на потребительском рынке г. Красноярска в течение почти трех лет. По своей организационно-правовой форме предприятие является закрытым акционерным обществом. Предприятие является юридическим, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках России, круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак предприятия и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Общество создано без ограничения срока.