Этапы разработки бизнес-плана и его структура.
Несмотря на отсутствие жесткой регламентированной структуры бизнес-плана, он все же имеет общие элементы, необходимые для описания, характеристики и аналитики. Схематично структура бизнес-плана изображена на рисунке в Приложении 1 к данной работе.
Рассмотрим подробнее структуру бизнес-плана по разделам.
1.) Резюме. Это общий раздел, представляющий собой быстро читаемый обзор основной информации по проекту в сжатой форме. Как правило, резюме создается в конце и по итогам составления плана, а размещается в его начале. В нем представлено краткое изложение результатов проработки всех последующих разделов. Основные моменты Резюме:
- цели и задачи бизнес плана;
- фактические данные предприятия, дата организации, организационно-правовая форма, форма собственности и пр.;
- характеристика продукции/услуг, их отличительные черты;
- предполагаемые объемы производства, выраженные в единицах, и объем реализации в денежном эквиваленте;
- основные и потенциальные потребители и клиенты;
- финансовые итоги: затраты на производство, себестоимость единицы продукции, конечная стоимость товара;
- эффективность проекта, его прибыльность, срок окупаемости, чистый доход;
- предполагаемые источники и объемы финансирования, обоснование привлечения инвестиций.
2.) Описание предприятия. Учитывает все характеристики, прямо или косвенно связанные с предстоящим проектом. Здесь указывают:
- когда и для чего было создано предприятие, где оно расположено;
- организационно-правовую форму;
- тип производства и характер выпускаемой продукции;
- производственные мощности, численность и квалификация работников;
- основные поставщики и заказчики;
- описание и характеристики необходимого оборудования;
- описание необходимых изменений, расширений, связанных с внедрением нового проекта.
3.) Описание отрасли - обзор, основные характеристики, анализ текущего и прогноз будущего состояния выбранной для деятельности отрасли.
- сектор (производство, услуги и т.п.);
- влияние внешних факторов на объемы реализации;
- масштаб рынка ( локальный, региональный и пр.);
- описание сегмента рынка;
- характеристика существующих и потенциальных клиентов;
- характеристика основных конкурентов (доля рынка, сильные и слабые стороны, доля рынка и пр.).
4.) Характеристика продукции/услуг. В этом разделе указывают функциональные способности товара, область его применения, сильные и слабые стороны, уникальные качества. Имеет цель показать потенциальным инвесторам конкурентоспособность проектируемого товара. Конкурентные преимущества достигаются за счет того, что:
- продукция имеет высокое качество и высокие потребительские свойства, обуславливающие ее высокую стоимость;
- продукция имеет очень низкую стоимость и, несмотря на более низкие потребительские свойства, доступна широкому кругу потребителей;
- продукция имеет необычное или многовариантное оформление;
- продукция является уникальной, как правило, рассчитанной на клиентов с очень высокими доходами.
5.) Исследование и анализ рынка сбыта. Раздел позволяет определять круг потребителей, емкость рынка производимых товаров или предоставляемых услуг, определять объемы производства, реализации и необходимые ресурсы. Для этого нужно:
- привести характеристику территории, исследование региона распространения товара;
- выделить основных конкурентов;
- выделить конкурентные преимущества проектируемого товара;
- описать основных потребителей продукции, назвать потенциальных клиентов и обосновать привлекательность товара для них;
- оценить реальные возможности сбыта;
- привести прогноз цен на товар.
6.) Оценка конкурентов. Цель раздела - выбор подходящей конкурентной стратегии. В этой части называют основных конкурентов и проводят их аналитику, оценивая:
- качественные характеристики их продукции;
- объемы продаж, доходы, сервис, техническое оснащение и пр.;
- интенсивность, масштабы и качество рекламы;
- уровень цен на продукцию.
7.) Маркетинговый план. Содержит изучение рынка и потребителей и стратегию продвижения и сбыта товаров. Может включать в себя подразделы:
- стратегию маркетинга;
- товарную политику;
- коммуникативную политику;
- ценовую политику;
- сбытовую политику;
- бюджет маркетинга.
Раздел отвечает на вопросы:
- по какой схеме будет распространяться товар;