Этапы разработки бизнес-плана и его структура.
- какими способами будет рекламироваться товар и какой на это будет выделен бюджет;
- какими методами будут стимулироваться продажи и привлекаться новые клиенты;
- как и какими средствами будет создаваться необходимая репутация товаров и организации в целом.
8.) Прогнозирование продаж. Служит основой для организации производственного процесса, эффективного разделения денежных средств и контроля над запасами.
Различают некоторые основные методы планирования товарооборота в рознице, такие как:
- экономико-математический;
- экономико-статистический;
- нормативный.
9.) Производственный план. Готовится только для производственных предприятий и содержит описание всего процесса производства. Содержит расчеты для подтверждения возможности производства предполагаемого количества товаров в нужные сроки с требуемым уровнем качества. Отвечает на вопросы:
- где будет производство;
- какие потребуются мощности для производства;
- где и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали;
- какое оборудование требуется и где будет закуплено;
- нужна ли производственная кооперация;
10.) Организационный план. Отражает с кем и как предполагается организовать дело и обеспечивать его функционирование. В этом разделе обязательно указывается, кто будет играть ведущую роль в развитии предприятия, как будет выглядеть организационная структура и разделение ответственности должностных лиц, насколько предприятие обеспечивается кадрами и как организована мотивация и оплаты труда.
11.) Финансовый план. Содержит обобщение предыдущих материалов в стоимостном выражении с вариантами финансового развития, включает в себя выполнение следующих расчетов:
- распределение чистой прибыли;
- баланс денежных средств;
- доходы и затраты;
- финансовый план предприятия на первый год;
- расчет и составление графика безубыточности.
12.) Оценка рисков. Задача раздела заключается в оценке возможности достижения планируемого результата. Состоит из нескольких подпунктов:
- анализ рисков;
- потери от риска;
- меры по профилактике и устранению рисков;
- страхование рисков.
13.) Приложения. Могут включать:
- биографии руководителей;
- результаты маркетинговых исследований;
- заключения аудиторов;
- отчет анализа финансово-хозяйственной деятельности за предыдущие 3-5 лет;
- технические характеристики продукции;
- схема предприятия;
- контракты, письма и пр. документация, связанная с поставщиками или потребителями;
- договора (аренды, найма, соглашения, лицензии и пр.)
- заключения госслужб;
- публикации из прессы о деятельности предприятия;
- рекомендательные письма, отзывы и пр.
Стоит подчеркнуть, что бизнес-план не имеет четкой регламентации и детализация его зависит от объемов производства и масштабов предприятия. В процессе составления основное внимание сосредотачивается на финансово-экономических показателях для достижения прибыльности результата, а технический и социальный аспекты рассматриваются менее подробно или отсутствуют вовсе. Однако, не стоит приуменьшать значение нематериальных ресурсов, т. к. технические и интеллектуальные ресурсы иногда могут сыграть решающую роль в принятии решения инвесторами о финансировании. Например, в Европе и Америке встречается утверждение инвесторов о том, что они вкладывают средства в менеджеров, а не в продукцию или идею. Это говорит о том, что в бизнес-планировании стоит учитывать все важные характеристики проекта, включая материальные и нематериальные, в этом случае бизнес-план будет иметь все шансы для успешного выполнения поставленных целей, привлечения капитала и эффективной реализации проекта.
Практическая и аналитическая работа на примере разработки бизнес-плана
компании ООО"Ангел-А".