Особенности функционирования продукта на разных фазах его жизненного цикла
Производственный менеджмент в период освоения производства направлен на обеспечение кратчайших сроков проведения необходимых мероприятий. Одновременно с подготовкой производства на этой фазе осуществляется подготовка избранных сегментов рынков к восприятию нового продукта. Это наиболее капиталоемкая фаза, требующая сторонних инвестиций. Реальными источниками инвестиций на этой стадии наряду с собственными средствами учредителей могут выступать кредиты банков и венчурный капитал. Возможными источниками финансирования могут быть инвестиционные компании и другие организации, заинтересованные в скорейшем освоении инновационного продукта.
Для фазы роста характерно расширение масштабов инновационной деятельности, наращивание производства и объема продаж инновационного продукта, поиск и освоение новых рынков, поиск новых организационных решений и совершенствование менеджмента. Производственный менеджмент на этой фазе сосредоточен на поиске и реализации внутренних резервов повышения эффективности производства нового продукта, обеспечении гибкости планирования в соответствии с изменяющимся спросом, снижении производственных запасов и запасов готовой продукции, разработке гибкой и динамичной ценовой политики. Расширение масштабов деятельности вызывает постоянную нехватку собственных оборотных, и в том числе денежных средств, необходимых для создания требуемых запасов. Так как к этому времени успешно развивающееся производство нового продукта приобретает положительную репутацию в финансовых кругах, основными источниками финансирования становятся кредиты банков. Возможным источником инвестиций на этой фазе развития может стать акционирование предприятия или средства, мобилизуемые путем эмиссии его ценных бумаг,
Фазы зрелости, характеризующейся максимальным объемом производства и реализации, новый продукт достигает в условиях, когда его основные параметры начинают терять перспективы дальнейшего улучшения. Для снижения издержек и максимизации прибыли предприятие стремится к совершенствованию менеджмента и технологии производства, повышению ее эффективности. Главной задачей и заботой предприятия на этой фазе становится поиск новых инновационных идей, модернизация инновационного продукта, его модификация для специфических условий или требований новых рынков (например, тропическое исполнение, разнообразие дизайна, учет индивидуальных требований, поиск новых областей применения и т. п.). Опять увеличивается потребность в инвестициях, связанных с научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками, испытаниями новых инновационных продуктов. В области финансирования на этой стадии наиболее приемлемой формой выступают кредитные средства банков. Могут использоваться для финансирования целевых инновационных проектов средства федерального и региональных бюджетов или льготные кредиты специальных фондов поддержки предпринимательства.
Фаза старения не является органическим следствием зрелости продукта, Она может наступать в любой момент времени под влиянием неблагоприятных внешних или внутренних факторов и возникающей кризисной ситуации. Главным симптомом фазы старения является снижение продаж и ограниченные возможности реализации инновационного продукта на новых рынках. Кардинальным способом выхода из кризисной ситуации является модернизация продукта, поиск новых сегментов или новых рынков сбыта. При своевременной подготовке модернизированного или замещающего продукта предприятие имеет возможность сохранить покупательский спрос и соответственно продлить жизненный цикл продукта. Производственный менеджмент на этой фазе должен быть ориентирован на выбор наиболее рациональной схемы замещения устаревшего продукта новым. В зависимости от формы совмещения периодов выпуска нового и устаревшего.продукта различают три схемы перехода — последовательную, параллельную и параллельно-последовательную.
Последовательная схема предусматривает полное прекращение производства устаревшего продукта, освобождение производственных площадей и организацию нового производства. Такая прерывно-последовательная схема перехода наиболее проста с точки зрения управления, но связана со значительными экономическими потерями и рисками вследствие прерывания производственного процесса, потери части покупателей. Параллельная схема предусматривает организацию наряду с действующим производством параллельного производства нового продукта на новых производственных площадях. По мере освоения нового производства оно постепенно замещает старое, и работники устаревшего производства переводятся на выпуск нового продукта. Параллельная схема требует квалифицированного менеджмента, связана большими затратами средств и ресурсов, но не прерывает производственный процесс и сокращает период освоения нового продукта. Параллельно-последовательная схема заключается в последовательном замещении отдельных узлов и агрегатов устаревшего продукта в рамках действующего производства. Для этой схемы менеджментом разрабатываются специальные графики перехода, основанные на предварительно подготовленных конструкторами переходных моделях продукта. Параллельно-последовательная схема позволяет быстро освоить новый продукт, однако ее применение возможно лишь при условии высокой степени заимствования и подобия нового и устаревшего продукта.