В чём заключается экономическая эффективность повышения качества продукции для потребителя
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, обуславливающих их способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество – это то, что удовлетворяет требования потребителя.
Идеология постоянного улучшения качества прямо связана и вытекает из тенденции повышения конкурентоспособности такой продукции, которая обладает высоким уровнем качества при более низкой цене.
Стратегическая цель – соответствие скрытым требованиям потребителей, что побудило производителей к созданию «новаторских товаров», т.е. тех, которые удовлетворяли бы желания потребителей до того, как эти желания у них появятся.
В решение проблемы повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции основная роль должна принадлежать потребителю (заказчику), имеющему в условиях рыночных отношений приоритет в установлении требований к любой продукции, что характерно для мирового рынка.
Улучшение качества
- комплекс мероприятий, направленных на более эффективную и результативную деятельность организации для увеличения прибыли и повышение потребительских свойств продукции, качества услуг.
Целью управления качеством служит достижение экономического эффекта (прибыли) и что административное управление качеством также должно опираться на экономические факторы .
Только через проектирование эффективной системы качества в организации, как утверждает Международный стандарт Международной организации по стандартизации МС ИСО 9004-1 версии 1994 года, могут быть обеспечены следующие требования к продукции, которая должна:
а) соответствовать области применения, назначению, четко определенным потребностям;
б) отвечать требованиям потребителей;
в) соответствовать принятым техническим условиям и стандартам;
г) удовлетворять требования и запросы общества;
д) отвечать требованиям охраны окружающей среды;
ж) быть экономически выгодной, приносить прибыль.
Сегодня, при насыщении рынка большинством видов продукции, ростом конкуренции и потребительских запросов общества первостепенное значение имеет решение проблем, связанных с затратами, рисками и выгодами как для организации, так и для потребителя.
В этой связи необходимо:
а) для достижения экономического эффекта, получения прибыли :
o постоянно работать над сокращением затрат, улучшением функциональной пригодности товаров, следовательно более полно удовлетворять потребность и рост доверия потребителя;
o постоянно работать над повышением рентабельности и увеличением контролируемой доли рынка организации;
б) для уменьшения затрат :
o внимательно отслеживать затраты на обеспечение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, затрат потребителя на эксплуатационное обслуживание, издержек из-за простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;
o учитывать издержки в следствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, в том числе на некондиционную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку предприятием, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;
в) для минимизации риска :
o стремиться исключить такие риски, которые связаны со здоровьем людей, их безопасностью, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациями и потерей доверия потребителями;
o стремиться исключить риски, связанные с продукцией, имеющей дефекты, которые отрицательно влияют на репутацию, авторитет организации, ведут к потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности, оттоку финансовых и человеческих ресурсов.
Эффективность является одним из наиболее общих и важнейших экономических понятий.
В рекомендациях, приводящих оценку эффективности мероприятий научно-технического прогресса, под эффективностью понимается характеристика способности системы производить экономический эффект (Э), равный разности между результатом экономической деятельности (Р) и затратам (З), произведенными для его получения (Зп) и использования или эксплуатации (Зэ).
З - Система - Р
Э = Р - З = Р - (Зп + Зэ).
Существует экономический механизм зависимости экономической эффективности от улучшения качества.
При улучшении качества продукции изготовителем, как правило, увеличивается и объем финансирования (затраты на качество). Увеличение затрат повышает продажную цену продукции. Для приобретения продукции потребителем по более высокой цене необходимо, чтобы процесс ее совершенствования вел к увеличению экономического эффекта потребителя.
В свою очередь изготовитель за счет увеличения продажной цены рассчитывает компенсировать увеличение затрат на совершенствование продукции, а также повысить свой экономический эффект для расширения (развития) производства. В то же время изготовитель повышает экономический эффект потребителя прежде всего за счет сокращения затрат на эксплуатацию, исключив до минимума или снизив дефекты при использовании продукции.