Управленческая команда. Параметры. Особенности формирования управленческой команды в организации
Команда – это не обычная группа заинтересованных людей. Она устремлена к целям организации и побуждает других к достижению этих целей. Команда – это не группа людей, преданных руководителю, а совокупность профессионалов, верных делу. Команда – это не только группа руководителей, но и группа лидеров, которая, в силу компетентности, деловых и личностных качеств, пользуется у персонала авторитетом. Команда – это не закрытая группа руководителей. Она открыта для «опорных» специалистов и даже «лиц со стороны». Команда – это не просто коллектив единомышленников. Это коллектив, сплочённый «командным духом». Команда не создаётся распоряжением руководителя, она формируется, самоорганизовывается. Словом, команда – это коллективный субъект управления, представляющий собой группы авторитетных профессионалов, объёдинённых корпоративным духом для достижения деловых целей организации.
Коллективный субъект управления, если он не назначен сверху и не принят снизу, а сформирован по командному принципу, имеет ряд преимуществ перед индивидуальным субъектом управления. Поскольку это самоорганизованный коллектив, он предрасположен к продуцированию сверхсуммативного качества управленческой деятельности, т.е. способен достигнуть синергетического эффекта. Это эффект, который возникает в сообществе людей от такого сложения сил, когда 2+2=5.
Коллективный субъект управления позволяет устранить такой недостаток отдельного руководителя, как ограниченность его знаний. Коллектив привлекает дополнительные источники знаний и опыта, он предоставляет возможность руководителям и специалистам посредством соучастия в выработке решений приобрести новые знания, навыки, установить новые контакты.
Коллектив предостерегает от некомпетентного принятия решения. Сочетание в одном лице экономических, правовых, управленческих и технологических знаний при нынешнем объёме маловероятно. Коллектив позволяет каждому участнику взять на себя ответственность в той области, в которой он осведомлён больше других. Благодаря этому проблема решается не односторонне, а комплексно.
Коллективный субъект управления имеет возможность сбалансировать интересы отдельных лиц, выработать согласие по спорным вопросам, увеличив, тем самым сторонников принимаемого решения, обеспечить более лёгкое и результативное проведение его в жизнь.
В организации, особенно в крупной, могут действовать не одна, а несколько управленческих команд. Прежде всего, это стратегическая команда, состоящая из руководителей высшего звена, которая определяет цели и задачи организации. Функциональные команды, которые, исходя из выработанной стратегии, самостоятельно принимают решения по различным видам деятельности организации. Производственно-технические команды непосредственно занимаются производством в структурных подразделениях организации. Целевые команды, которые призваны решать отдельные, специфические задачи.
Для эффективной работы управленческой команды любого типа особое значение имеет оптимальное распределение ролей. Г. Паркер выделяет четыре основных роли: контрибьютер, коллаборатор, коммуникатор и челенджер.
Контрибютер (вкладчик). По существу, это эксперт, в обязанности которого входят сбор информации, проведение её анализа, подготовка доклада руководству, доведение до сведения других участников команды результатов исследований. Контрибьютер обеспечивает информационную поддержку команды, задаёт высокие стандарты качества работы, выступает в качестве тренера и наставника для членов команды.
Коллаборатор (сотрудник). Ему принадлежит ключевая роль в поддержании целеустремлённости команды и её концентрации на достижение цели. Эта роль предопределяется стремлением выйти за свои функциональные рамки ради выполнения задачи. Для коллаборатора не свойственно отказываться от работы, которая не входит в круг его прямых обязанностей, но способствует общим усилиям. Он открыт новым идеям, приносящим пользу команде.