Методы оценки результатов труда
Одной из важнейших задач управления персоналом фирмы является оценка его деятельности. Оценка результативности труда каждого работника направлена на определение уровня эффективности выполнения его работы[13]. Результат труда работника может влиять на достижение цели отдела или организации в целом. Итак, цели оценки эффективности труда:
· повышение эффективности работы персонала;
· назначение адекватного вознаграждения за работу персонала;
· принятие решения, связанного с трудовой карьерой сотрудника.
В практике работы отечественных предприятий проблема адекватной и точной оценки труда отдельного сотрудника до сих пор остается нерешенной. Но замечена тенденция, что с каждым годом все большее внимание уделяется умению сотрудника использовать творческие способности. В свою очередь творческие способности человека проявляются через его компетенцию, которая является центральным понятием всей системы управления персоналом.
Компетенция - это рациональное сочетание способностей, личностных качеств и мотивации персонала фирмы, рассматриваемых во временном интервале . Оценивая компетентность персонала, оцениваются:
· способности персонала (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.п.);
· личностные свойства (инициативность, коммуникабельность, надежность и т.п.);
· мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру и т.п.).
Компетенция может быть значительно повышена за счет постоянного обучения, самообразования, приема работников со стороны и особенно мотивации. Поэтому результат работы зависит в равной степени от компетенции и от мотиваций.
При оценке результативности труда важное практическое значение имеет правильное определение количественных и качественных показателей, отражающих конечные цели подразделения или фирмы в целом. Концепция оценки труда персонала фирмы основывается на том, что в качестве критериев оценки принимаются показатели, оценивающие уровень компетенции работника.
Исследования, проведённые на ряде фирм США, показали, что частота использования разных критериев составляла: качество работы - 93%; объём работы - 90%; знание работы - 85%. Личными качествами, используемыми в роли критериев, были: инициативность - 87%; коммуникативность - 87%; надёжность - 86% [5]
Но также стоит учитывать, что выбор критериев оценки результативности труда работника зависит от его принадлежности к той или иной категории работников: руководители, специалисты и другие служащие. Результат труда руководителя, как правило, выражается через итоги работы фирмы: рост прибыли, доля на рынке, рост числа клиентов и т.п., а также через социально-экономические условия труда работников (например, рост оплаты труда, увеличение льгот и т.п.). А результаты труда специалистов определяются, исходя из объёма, качества, своевременности, полноты выполнения закреплённых за ними должностных обязанностей.
Критерии оценки должны оказывать непосредственное и решающее влияние на результаты работы подразделения фирмы, приводить к достижению целей фирмы, влиять по крайней мере на 80% результатов труда работников. Подобных критериев не должно быть больше 5-6.