Определение паблик рилейшнз
Среди предпринимателей и сегодня распространено мнение, что для того чтобы справиться с публичной деятельностью, в принципе не требуется какой-то специальной подготовки. Вполне достаточно способности трезво оценивать ситуацию, немного разбираться в людях и фантазии. Паблик рилейшнз (ПР, Public relations, PR, связи с общественностью) может заниматься каждый, если у него достаточно для этого времени. Существует и объективная причина, из-за которой ПР до сих пор не могут встать вровень с такими классическими функциями административного управления, как бухгалтерия, контроль за финансовой деятельностью, кадровые и правовые вопросы. Причина заключается еще и в том, что исчерпывающее и точное определение паблик рилейшнз дать крайне сложно из-за широты действий и целей, охватываемых данным понятием. Поэтому и сейчас не существует четкой общепринятой формулировки.
Британский исследователь паблик рилейшнз С. Блэк - бывший президент Международной ассоциации PR (IPRA) в своей книге «Паблик рилейшнз. Что это такое?» определяет связи с общественностью как одну из функций управления, составную часть системы управления организацией, способствующую установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью. [2, с.16]
Работы С. Блэка хорошо известны в России и оказали большое влияние на развитие PR в нашей стране. В большинстве российских исследований и книг обсуждаются представления С. Блэка о PR, которые адаптируются к жизни общества в России. У С. Блэка паблик рилейшнз - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанные на правде и полной информированности. «Для наведения мостов и взаимопонимания специалисты PR используют современные методы общения и убеждения», - отмечает С. Блэк. [2, с.24]
Принимая за основу утвердения С. Блэка, можно заключить, что задачами PR являются установление двустороннего контакта с общественностью, поддержание и создание доброжелательных отношений широкой общественности с организацией, сохранение репутации компании, действия по созданию у сотрудников организации чувства ответственности, гордости за компанию, создание благоприятного имиджа организации в глазах общественности, заинтересованности в делах администрации. По С. Блэку, эти задачи реализуются при помощи сотрудничества и взаимодействия со средствами массовой информации.
Специалисты по связям с общественностью должны снабжать руководителей организаций информацией об общественном мнении. Это обеспечит выработку ответных мер, поддержание его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций, направленность деятельности руководства на интересы общественности, использования исследований и открытого общения. При этом мероприятия PR осуществляются по возможности незаметно, как часть обычного управления.
Рассмотрим российские представления о возможностях паблик рилейшнз. Целый ряд отечественных авторов поддерживает мнение, что использование PR в комплексе интегрированных маркетинговых коммуникаций - самый эффективный способ коммуникации с общественностью, особенно в условиях глобализации экономики. Так, И. Алешина констатирует, что это сфера знаний и область деятельности, входящая в комплекс маркетинговых коммуникаций. Она определяет связи с общественностью как одну из функций менеджмента организации, равнозначную финансовому менеджменту, менеджменту человеческих ресурсов (работа с персоналом), менеджменту информационных систем, операционному менеджменту, маркетингу. Это самостоятельная функция менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между организацией и общественностью (т.е. клиентами, инвесторами, госучреждениями, населением). Иными словами, PR имеют статус корпоративной функции управления общественным мнением: «PR явились средством стратегического управления поведением внешней и внутренней сред организации, инструментом влияния на них с помощью информационного взаимодействия». [1, с.38]