Определение паблик рилейшнз
И. Алешина считает мероприятия паблик рилейшнз одними из самых малозатратных и эффективных средств продвижения организации. При этом для обеспечения их эффективности требуется тщательно планировать PR, а также дополнять другими средствами маркетинговых коммуникаций: рекламой, продвижением продаж, личными продажами. По И. Алешиной, комплекс коммуникаций паблик рилейшнз подразумевает отношения со СМИ, организацию пресс-конференций, приемов, подготовки и распространения материалов для СМИ, отношения с работниками организации, участие в выставках, ярмарках, проведение дней открытых дверей, спонсорство, работу с сетями Интернет. [1, с.46]
Украинский исследователь В.Г. Королько относит паблик рилейшнз к «открытым социальным дисциплинам». Паблик рилейшнз служат многим социальным институтам: предприятиям, профсоюзам, государственным учреждениям, добровольным ассоциациям, фондам, больницам, образовательным и религиозным организациям. Для достижения своей цели эти институты должны налаживать прочные связи с различными аудиториями и социальными группами: рабочими, членами различных объединений, потребителями, местными общинами, акционерами и др., а также с обществом в целом. Наука и искусство установления контактов и поддержания доброжелательных отношений с общественностью - паблик рилейшнз - особенно необходимы в условиях демократизации общественной жизни, перехода к рыночной экономике и выхода независимых государств на международную арену. [10,с.78-79]
Согласно определениям паблик рилейшнз Е. Г. Калиберда заключила, что деятельность по связям с общественностью, если и является наукой, то сфера ее знаний находится на стыке таких дисциплин, как философия, социология, обществоведение, журналистика, психология, экономика, а также других, которые уже являются междисциплинарными (социальная философия, коммуникативистика, антропологическая философия, этика, менеджмент, реклама, маркетинг и т.д.) (рис. 1) [9, с.33]
Модель паблик рилейшнз охватывает всю совокупность знаний общественных, политических, гуманитарных, экологических, экономических наук в той части, в которой они обеспечивают достижение целей PR посредством подбираемых для каждого конкретного случая методов влияния источника воздействия на общественность.
Наука PR - практическая наука, она имеет ярко выраженные целевые установки. Это - открытая наука, в которой могут раствориться, обогатив ее, другие науки.
Институт общественных отношений, созданный в Великобритании в 1948 г., дал действующее до сих пор определение PR: «Паблик рилейшнз - это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью». [7, с.15]
В 1978 г. представители более чем 30 национальных и региональных ассоциаций PR выступили в Мехико с так называемым Мексиканским заявлением, содержащим следующее определение паблик рилейшнз: «PR - это искусство и наука анализа тенденций, предсказывания их последствий, выдачи рекомендаций руководству организаций и осуществления программ действий в интересах и организаций и общественности». [7, с.16]