Статистическая оценка эффективности менеджмента туристических организаций (на примере гостиниц Нижнего Новгорода)
Значимость туризма в экономике субъектов РФ в последнее время существенно возросла. Увеличиваются потоки туристов, и, как следствие, растут доходы бюджетов различных уровней управления, решаются проблемы занятости, повышается инвестиционная привлекательность регионов. Однако существуют факторы, которые снижают эффект от развития туристического сектора. Один из них - несоответствие системы национального туристического менеджмента современным требованиям рынка, что приводит к экономическим потерям и предопределяет необходимость совершенствования механизма управления туристическими организациями в субъектах РФ.
Эффективность работы компании оценивается деловым сообществом по-разному: для одних важнее всего прибыль фирмы, для других - долгосрочные перспективы развития, для третьих - последствия осуществляемой деятельности. Еще большую сложность этот вопрос приобретает, если учесть, что результаты деятельности предприятия важны собственникам и менеджменту, государству, клиентам и партнерам, персоналу, жителям регионов присутствия компании. Так как каждая из сторон имеет собственные цели, то и критерии, и методы оценки эффективности работы компании у всех различны.
В журнале «Менеджмент в России и за рубежом» авторами Забаевой М.Н. и Дмитриевым М.Н. была сделана попытка решить региональные проблемы в туристическом секторе экономики на основе совершенствования механизма управления туристической организацией (МУТО). В данной связи МУТО рассматривается авторами как объект развития. Предлагается следующее определение данного механизма: механизм управления туристической организацией - совокупность взаимосвязанных методов, определяющих уровень развития менеджмента и конкурентоспособности туристических организаций, отражающих особенности их функционирования и развития в современных условиях хозяйствования. [8, с.95]
Рассмотрим практическое использование оценки уровня развития МУТО на примере гостиниц. Выбор именно отелей обоснован авторами значительным удельным весом стоимости услуг размещения в структуре расходов туристов, что, в конечном итоге, определяет существенный вклад гостиничного обслуживания в доходы от туризма.
Информационная база - данные оперативных отчетов 27 гостиниц Нижнего Новгорода за 2008 г., на основании которых определены средние значения. В качестве ведущего оценочного показателя принят средний месячный объем продаж типовой гостиницы в миллионах рублей. Он характеризует рыночную долю продаж гостиничного продукта отдельного предприятия в общем объеме продаж гостиничного сектора города. Большая рыночная доля даёт возможность получить большую прибыль и иметь устойчивые позиции в конкурентной борьбе. [8, с.98]
Наличие средних значений показателей за 2008 г. позволило Забаевой и Дмитриеву применить матрицу Бостонской консультационной группы и классифицировать предприятия нижегородского гостиничного сектора в зависимости от уровня показателей рыночной доли продаж (ось OX) и доли рынка по средней вместимости гостиниц города (ось OY).
В основу матрицы положены следующие допущения : а) чем больше вместимость гостиницы, тем больше возможности развития МУТО; б) чем больше доля рынка по объему продаж, тем выше уровень развития МУТО и сильнее позиции гостиницы в конкурентной борьбе.
Показатели средней вместимости (согласно данным оперативных отчетов за 2008 г.) лежат в пределах от 20 до 200 мест. Для показателя рыночной доли по объему продаж используется обратная шкала, то есть он изменяется от 4,16 до 2,4 млн руб. в месяц. Каждый из 4 квадрантов характеризует предприятия с определенным уровнем развития МУТО.