Анализ процесса обучения персонала в МУЗ «Кировская городская клиническая больница №7»
Таблица 12 - Количество человек, прошедших курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в МУЗ "Кировская городская клиническая больница №7" 2007-2009 гг.
Из таблицы 12 видно, что в течение 3-х лет постоянно ведется переподготовка кадров по смежным специальностям, а также повышение квалификации медицинского персонала. Снижение количества врачей и среднего медицинского персонала, прошедших усовершенствование в 2009 г. по сравнению с 2007 г. на 7 и 8 человек соответственно связано с сокращением персонала.
В КГКБ №7 предпочтение отдается обучению непосредственно на рабочем месте, в силу ограниченности финансовых ресурсов.
Для обучения медицинского персонала на рабочем месте в ЛПУ используются такие активные методы обучения:
· производственные деловые игры;
· блиц-игры;
· «мозговой штурм»;
· врачебно-сестринские конференции.
В производственной деловой игре «Возникновение чрезвычайной ситуации» медицинский персонал отрабатывает навыки правильного реагирования и проведения мероприятий при возникновении пожара, обнаружении оставленного без присмотра предмета, анонимном звонке с информацией о минировании здания и др.
Кроме того, в больнице разработан сценарий деловой игры «действия медицинского персонала при выявлении больного с подозрением на наличие особо опасной инфекции». Сюжеты игр отражают реально существующие в стране и здравоохранении проблемы (угроза терроризма, крымская геморрагическая лихорадка, холера и др.). Чем быстрее и четче будет действовать медицинский персонал в смоделированной ситуации, тем меньше ошибок они допустят при возникновении реального чрезвычайного происшествия. Специалиста по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, проводящие обучение, обязательно обсуждают результаты игры, анализируя допущенные ошибки.
Блиц-игры обычно применяют в процессе работы с молодыми специалистами на базе стационара и поликлиник.
Целью блиц-игры является установление личного контакта с молодыми специалистами, а также определение объема и уровня их теоретических знаний по определенной теме. В основе блиц-игры лежит определенная ситуация. Например, при демонстрации видеофильма с помощью коротких вопросов руководитель блиц-игры может выяснить, насколько хорошо усвоена та или иная тема.
«Мозговой штурм» направлен на коллективное выдвижение идей и их развитие. Этот оперативный метод решения проблемы, рожденный в системе управления, основан на стимулировании творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно больше вариантов решения, догадок, ассоциаций, различных идей и предложений (например, по организации и проведению мероприятий «день медицинского работника», «День медицинской сестры» и др.). Процесс экспертизы довольно трудоемкий, т. к. требует оценки каждого предложения.
Этот метод дает возможность медицинскому персоналу высказывать даже самые абсурдные идеи, и не бояться критики, однако он не дает гарантий, что в числе выдвинутых идей найдется рациональное зерно, которое поможет принять правильное решение.
На врачебно-сестринские конференции приглашаются медицинские представители фармавцевтических компаний, которые рассказывают подробную информацию о медицинских препаратах, его свойствах. Также на врачебно-сестринских конференциях рассматриваются нормативно-правовые аспекты оказания медицинской помощи; проводятся зачеты по иммунопрофилактике и т.п.
Для оценки эффективности обучения медицинского персонала следует, прежде всего, выбрать адекватные критерии и показатели, относящиеся к данному процессу и отражающие его конечные результаты. Результаты (эффекты медицинской деятельности) являются производными от ресурсов и в определенной мере характеризуют степень эффективности их использования. В связи с тем, что медицина относится к непроизводственной сфере, и деятельность ЛПУ, как правило, не обретает товарную форму, а представлена в форме «услуги», то часто возникают вопросы о правомерности такого суждения, как эффективность затрат в здравоохранении. Тем не менее, услуга, произведенная в ЛПУ, обладает двумя основными характеристиками - это цена и качество. Следует отметить, что обе характеристики взаимосвязаны и взаимообусловлены.